А также обстоятельства времени, и, разумеется, обстоятельства образа действия. Хотя это и второстепенные члены предложения, но порою они сильно меняют его смысл – или восприятие этого смысла читателем, независимо от языка, алфавита и шрифта. Верно это и для тех посланий, что мы складываем на асфальте и брусчатке, на улицах и площадях.

Вот пару недель назад было запрещено антифашистское шествие – организаторы его в ответ учинили пикет у московской мэрии, где оказались разогнаны и заарестованы "в участок". И жёсткий разгон антифашистского пикета 27 ноября, и последующий суд над пикетчиками, преисполненный идиотизма, получили немалый резонанс, ведь среди более полусотни задержанных было немало людей известных, "ньюсмейкеров", так сказать, или же просто журналистов. Так что в целом эту партию можно считать непроигранной. Теперь вот готовится новый антифашистский марш – 18 декабря по Мясницкой от бульвара до Лубянки...

Но "если бы директором был я", то ни в коем случае не стал бы запрещать "тот" марш. Организаторы хотели пройти по Тверской от Белорусского вокзала до центра? Пожалуйста, милости просим! Пришло бы от силы тыщи две народу. На той же Мясницкой или на любой другой узкой центральной улице эти две тысячи смотрелись бы как пять, но широкая Тверская превратила бы их в пять сотен. И показать ещё эту жидкую не толпу даже, а растянувшуюся (улица-то длинная!) цепочку. Движение, конечно, перекрыть. Правда, на моей памяти никто и никогда не шествовал по Тверской не в престольные праздники. Но для вас, дорогие, мы снимем движение в простой воскресный день. И десять раз объясним аудитории, что главная городская трасса, ведущая в Шереметьево, перекрыта по вашей милости. Хотите, чтобы вас любили, как водители любят Путина и прочее начальство? Тогда делайте так же – и стоящие в пробках, и потенциальные «жертвы», сидящие не за рулём, а у экранов, вас тихо возненавидят.

Но я-то не "директор", а власти шествие запретили – и тем самым упустили возможность отоварить "демократов" чёрным пиаром методом самообслуживания.

Я понимаю, что на фашистский марш 4 ноября стоило отвечать чем-то соразмерным – то есть маршем. Но откуда и куда? Помимо соображений численности есть ещё и "магия места". Белорусский вокзал – это День Победы. Но этот символ, хотим мы того или нет, по праву или несправедливо, но принадлежит коммунистам, патриотам и т. п. Конечно, это была бы важная задача – вернуть Победе её исконный, то есть народный и антифашистский, смысл. Но пока собираться на Белорусской для демократов немного странно. На Пушкинской – понятно: после "митинга гласности" 1965 года это место стало вполне символичным. На Триумфальной – тоже да, пусть теперь и мало кто помнит о поэтических чтениях рубежа 50-х-60-х. На Манежной – тоже понятно, здесь проходили ещё не забытые большие демократические митинги рубежа 1990-х. И Лубянка теперь – после установки Соловецкого камня – вполне уместна. Так была создана новая символика, и площадь Дзержинского "поменяла смысл"– как когда-то дата 5 декабря.

Эти соображения можно было бы игнорировать, ведь пятнадцать лет назад каждое место, каждый маршрут шествия был новым – и ничего. Но это если приходят десятки и сотни тысяч. А у нас-то ситуация другая. В "период реакции", во времена "разброда и шатаний", обращаясь к своим потенциальным сторонникам, стоит быть точным во всех смысловых оттенках. На "нечёткое" место человек может и не прийти.

Можно возразить, что наши оппоненты сами не очень думают об этих "мелочах". Да, на московских площадях и улицах в последние годы складываются скучные тексты: красная рябь по красным дням календаря, правильная кристаллическая решётка "наших" на Ленинском в мае, а в сентябре – толпа "без слов" на Васильевском спуске. И вот 4 ноября – штурмовики, со свастиками "а-ля рюсс" и просто.

Антифашистское шествие назначено на 18 декабря - не лучшее время, зима. Но выбирать не приходится: в России сейчас вообще подмораживает – во всех смыслах этого слова. И наши письмена на снегу должны быть красивыми и чёткими – во всех смыслах этого слова

Текст также опубликован в газете "ОГФ".

Лев Рузов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter