Государственная дума утвердила в первом чтении очередную инициативу Владимира Путина - законопроект "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Формально он призван обеспечивать реализацию "гражданами Российской Федерации закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права на обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам".

Этот документ пришел на смену указу Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", принятому аж 12 апреля 1968 года и измененному в последний раз в 1988 году. Кроме того, как отметил, разъясняя депутатам суть законопроекта, представитель президента в Госдуме Александр Косопкин, отдельные положения, касающиеся работы с гражданами, сейчас разбросаны более чем в 80 разрозненных законодательных актах. Теперь, по мнению представителя президента, эта форма общения власти с народом приобретет более упорядоченный вид.

В принципе, появление подобного закона можно только приветствовать. Статья 33 российской конституции действительно дает право гражданам страны "обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления". Не плохо было бы регламентировать законом порядок реализации этого права. Но по внимательном прочтении путинского текста охватывает невольная ностальгия по старому, советскому практически не действующему указу.

Законно проект сохраняет тридцатидневный срок для отправки ответа заявителю, оставляя возможность мотивированного продления этого срока в исключительных случаях до двух месяцев. И на первый взгляд производит впечатление организационно-юридического документа, описывающего виды обращений граждан, порядок подготовки ответов и тому подобное. Но дьявол, как говорят, "кроется в деталях".

Часть 1 статьи 5 законопроекта содержит перечень случаев, когда поступившие обращения не подлежат рассмотрению. Всего их четыре.

Во-первых, не рассматриваются анонимные обращения, за исключением тех, в которых сообщается о преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности. То есть, гражданин, жалующийся на преступное поведение сотрудника правоохранительных органов и не называющий свое имя из соображений элементарной безопасности, является анонимщиком. Поэтому его жалобы не достойны внимания.

Вторая категория нерассматриваемых обращений - вопросы, по которым вынесены судебные решения. Если закон примут в таком виде то жаловаться на предвзятые и просто незаконные решения суда отныне будет не просто абстрактно опасно, а официально запрещено.

Третий случай нерассмотрения - обращения, содержащие "клевету, оскорбления и угрозы в адрес государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц или других граждан". Получается, чиновник сам, без суда, способен определить, что в жалобе содержится клевета.

Последний, четвертый случай - повторные обращения, если в них не приводятся новые доводы или обстоятельства, а в предыдущие разы давались письменные ответы. И даже если в первый раз принятое решение было ошибочным, искать правды дальше просто бесполезно.

В довершение всего, за реализацию своего конституционного права на личное обращение в органы власти граждане отныне могут быть привлечены к ответственности. В соответствии с законопроектом, "подача гражданином обращения, содержащего клевету, оскорбления и угрозы, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации". Кто и как будет оценивать оскорбительность заявлений, не уточняется.

Сергей Фесенко

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter