Не так давно различные политические силы шумно отмечали День российского флага, очередной праздник новой России, по степени своей смысловой нагрузки стоящий в одной ряду с Днем независимости от Украины и Белоруссии, а также с Днем согласия и примирения, точно также стыдливо прячущим свою суть за малоосмысленным названием. Потому как День российского флага – это годовщина путча 1991 года.

Так называемые либералы из Союза правых сил отметили годовщину тусовкой около Горбатого моста. Так называемые евразийцы из Евразийского cоюза молодежи выслали к ним штатного скомороха, который некоторое время заводил публику рассказами о том, кто и как продал Империю, а затем в силу переизбытка патриотических чувств рухнул прямо на чествуемый флаг. На мероприятия "Единой России" резать правду-матку почему-то никто не сунулся, хотя они тоже отмечали данное торжество. В общем, занудный и бессмысленный официозный праздник был раскрашен во все цвета радуги российским политическим цирком.

Есть довольно известная историческая байка, повествующая о появлении российского триколора. Петр I , приняв в пользование один из первых кораблей, заказанных у голландцев, увидел на нем развивающийся голландский триколор. Осерчав, а в гневе он был страшен, великий реформатор изорвал флаг на полоски, поменял их местами. Приказал сшить и повесить обратно. Так и появился, мол, на свет сначала "флаг торгового флота", потом один из государственных (наряду с черно-желто-белым), а потом волею Николая II Кровавого и единый государственный. Но это, конечно, просто байка – впервые этот триколор был поднят на русском корабле (изготовленном теми же голландцами) при Алексее Михайловиче Романове Тишайшем.

Но, как ни странно, данная байка довольно метко отражает суть перемен, произошедших в 1991. Это называется "ребрендинг а-ля рюсс".

По мнению одних, в 1991 году Россия освободилась от гнета ужасного Совка и свободная рухнула в жаркие объятия демократического Запада, став равноправным и уважаемым сырьевым придатком в дружной семье цивилизованных стран. Другие говорят, что в этот черный день пришли жиды и продали в Израиль великую Советскую Империю.
Чем, собственно, был 1991 год?

Как правило, уничтожение одного государственного образования и создание другого сопровождается очень серьезными изменениями. Новые правители меняют сами систему. Создают новую армию, новую бюрократию, новый карательный аппарат. Зачастую на основе старых, комплектуя старыми кадрами, как, например, Красную Армию комплектовали кадровым офицерством армии имперской, но система создается новая. Происходит тотальная реструктуризация. Когда же структура остается той же, а меняется исключительно правящий клан – это называется дворцовым переворотом, претенденты на власть просто приходят к командующим преторианских войск и, суля им те или иные плюшки, просят возвести их на трон.

Очевидно, что к концу восьмидесятых СССР переживал серьезный системный кризис. Столкнулись два административных принципа. Принцип контроля общесоюзной партийной номенклатуры в лице ГКЧП сделал последнюю попытку удержать власть и проиграл в столкновении с набирающей силу номенклатурой местной, которую возглавил президент РСФСР Ельцин. Таким образом, последующий развал Союза стал вполне закономерным итогом победы местных бюрократий. Но вместе с тем, помимо такого дробления советской элиты в самой системе по сути ничего не изменилось. Структура государственного аппарата осталась прежней.

Изменились только названия. РСФСР впоследствии стал именоваться Российской Федерацией, Советская армия – Российской, власти сменили флаг и герб.

Бюрократы "второго эшелона", прибегнув к неизменной помощи преторианцев, растащили загнивающую империю на удельные княжества, но в самом жирном ее куске вместо того, чтобы провести действительную реструктуризацию устроили легкий ребрендинг. Замаскированный под революцию дворцовый переворот с некоторым мелкофеодальным оттенком. Получается, что праздник "День российского флага" не так уж лишен смысла, просто понимать его следует буквально, как "День смены флага". Примерно как день смены белья в пионерском лагере – первый отряд меняется со вторым.

Можно вспомнить также тот факт, что государство и общество в России исторически служит довольно узкой прослойке правящей корпорации. Когда СССР уже физически не мог обеспечивать благоденствие обширной бюрократической касты, грянул 1991 год, произошла оптимизация системы, советская номенклатура, сбросив старую кожу из морально устаревшей партийно-союзной верхушки, сменила красное знамя на триколор, напялила православный крестик и плавно перетекла в номенклатуру российскую. Оптимизированная под нужды номенклатуры Российская Федерация оказалась куда более пригодной для получения сверхприбылей.

Из этого следует, что СССР-то, может, и умер, вместе с имперскими амбициями и ядерно-ракетной мощью. А вот Совок, как система кормления номенклатуры, как система, при которой не бюрократия для общества, а общество для бюрократии, – жив, здоров и умирать вовсе не собирается, надеется еще и нас пережить. Даже более, все политические перипетии России, произошедшие за 15 лет после ликвидации СССР – это ни что иное, как все большая оптимизация системы в сторону получения сверхприбылей в пользу элиты.

При этом очевидно, что система, рассчитанная на скоростное ожирение бесполезной номенклатурной пиявки (той самой элиты), постепенно "схлопывается". Крысы, как известно, первые бегут с тонущего корабля, а дети высших эшелонов поголовно получают западное образование. В погоне за сверхприбылями и в стремлении удержать власть, нынешняя элита рушит горизонтальные связи, с которыми и так было весьма плохо, – это называется "создание вертикали". В итоге отсутствие горизонтальных связей вполне может послужить причиной к новому развалу по тому же мелкофеодальному принципу.

Результатом окончательного "схлопывания" этой системы окажется исторический коллапс России, почище, чем в 1917. Выходом из этой ситуации может послужить только полное и окончательное уничтожение номенклатуры – не физическое, разумеется, с заменой на новую, а системное. Установление горизонтальных связей, преодоление отчуждения элиты от простых смертных, Москвы – от провинции, общества – от власти.

Зачем и кому сейчас нужно праздновать День государственного флага? День того флага, который граждане даже не имеют права повесить на машину. Ведь это считается завышением собственного статуса и карается законом.

Михаил Пожарский

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter