Некоторое время назад мы с друзьями горели идеей продвижения этноэкологического туризма в Амурской области. Казалось, что все условия благоприятствуют этому. В северной и труднодоступной части региона сохранились коренные жители, кочевники-эвенки. Или, как они сами себя именуют, - орочены ("оленьи люди").

Это удивительный народ! Несмотря на исторические катаклизмы: экспансию монгольской Орды, русскую колонизацию, советизацию, - эвенки смогли выжить. И не просто выжить, но, сохранив свой традиционный уклад и язык, расселиться на огромной по площади территории от берегов Енисея на западе до берега Охотского моря на востоке, от Заполярной тундры на севере до бассейна реки Амур на юге. В первую очередь, этому способствовал образ жизни, связанный с кочевым оленеводством и промысловой охотой. Установление жесткого пограничного режима на Дальнем Востоке в ХХ столетии привело к изоляции групп эвенков. Часть их осталась в Монголии, часть - в Северо-Восточном Китае, а основная масса - в России. Насильственная коллективизация, расшаманивание, принуждение к оседлости в границах специально отведенных территорий в Советской России, подорвали естественный рост народа. В годы Великой Отечественной войны подавляющее большинство взрослых мужчин-эвенков полегли в сражениях. Да и немудрено: ведь это были опытнейшие снайперы-охотники. А век снайпера, как известно, на передовой очень короток. Когда в каком-нибудь таежном поселке смотришь на обелиск со списками погибших, поражаешься, тому, что эвенки вообще смогли сохраниться после войны.

Интересно, вспомнит ли Родина в канун 65-летия битвы под Москвой о "тунгусах", спасавших ее в составе дальневосточных дивизий? Спасавших ценой своей жизни, ценой крови своего народа. Очень в этом сомневаюсь. Воевавший с гитлеровскими фашистами маленький таежный народ сейчас сам стал жертвой фашизма в благопристойной государственной упаковке. Как иначе можно охарактеризовать политику властей в отношении эвенков?

Возьмем для примера близкую мне Амурскую область. Когда-то по всей ее территории кочевали эвенки. Теперь для их проживания определено пять резерваций. Это изолированные друг от друга труднодоступные территории с самым неблагоприятным климатом и природными условиями. Но даже в этих резервациях эвенки уже не могут чувствовать себя в безопасности, и здесь их не оставляют в покое. Причин тому несколько.

Как выяснилось, местные недра весьма богаты золотом, серебром и еще многими полезными ископаемыми. Поэтому многочисленные старательские артели из года в год методично превращают здесь оленьи пастбища в лунный ландшафт, а прозрачные северные реки в ядовитые мутные потоки. "…А ведь земли испокон веков принадлежат нам — эвенкам, и государство, отдавая наши земли на уничтожение, молча приобщается к уничтожению целого этноса. Это целенаправленная политика геноцида, и мы обвиняем в этом государство и президента Путина!" - пишет эвенкийский старейшина Аркадий Афанасьевич Охлопков .

Другая причина также экономического характера. Здесь на севере еще остались не освоенные лесопромышленниками лесные массивы. Продажа леса-кругляка в соседний Китай - одна из основных статей дохода местных чиновно-предпринимательских кланов. Леса сначала поджигают, затем скупают по низкой цене как "горельник", а потом сплошняком валят "в санитарных целях". В результате такого варварского отношения зверя в тайге становится все меньше, что отнюдь не беспокоит колонизаторов. Для них и тайга, и эвенки - чужие. А отсюда - и отношение. Не гнушаются оккупанты и открытым отстрелом домашних оленей. На вопрос эвенков: "Зачем вы наших оленей стреляете?", - они отвечают: "А что у них на лбу написано, что они ваши!"- "Но ведь у домашних оленей на шее колокольчик и ботало (палка, мешающая домашним оленям убежать)". "Если из леса вышел олень, что мы станем смотреть, что у него на шее болтается?! Вы им на лоб объявления прибейте," - отвечают захватчики. Один из аборигенов, затеявший спор с лесопромышленниками по поводу своих оленей, был найден через некоторое время с пулей в голове.

Бытовой фашизм процветает не только в тайге, но и на телеканале города Тында. В его эфире с восторгом рассказывают анекдоты про эвенка, забавного персонажа - идиота на все случаи жизни. В глуши кабинетов амурских чиновников фашизм выглядит почти цивилизованно. Никто здесь не собирается загонять эвенков в газовые камеры. Есть другие методы, культурнее. Например, объявить открытый конкурс на закрепление охотничьих угодий, расположенных в границах эвенкийских "резерваций". И, несмотря на то, что по закону эвенкийские родовые общины имеют приоритетное право на ведение промысла в пределах территорий своего традиционного расселения, конкурсная комиссия из чиновников-"неаборигенов" отдала предпочтение коммерческой организации. Отныне руководство общества с ограниченной ответственностью будет решать, кто из эвенков может выйти на промысел законно, а кто станет браконьером. Закупочные цены на добываемые аборигенами мясо и пушнину также будут диктоваться новоявленными хозяевами тайги - крепкими ребятами со славянскими чертами лица. Лишив эвенков права на пользование природными богатствами исконных земель, власть лишила их последней возможности жизнеобеспечения. Фактически подвела под их жизнью последнюю черту, за которой уже просто нет выхода…

Когда-нибудь позорную страницу в новейшей истории России, связанную с эвенками, потомки охарактеризуют просто – обыкновенный фашизм

Альберт Калашников, Амурская область

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter