Первая неделя октября была щедра на события и достаточно скучна на их отражение. Вероятно, сказалось начало предвыборного цикла. Большинство телекомпаний, из числа тех, что стремятся поддерживать респектабельный имидж, старались соблюдать видимость политкорректности. Правда, их примеру последовали далеко не все. Но об этих "исключениях" мы скажем чуть позже.

Пока же отметим, что даже день рождения президента был отмечен необычайно скромно. Помимо обязательных упоминаний в информационных сюжетах, напрямую главе государства были посвящены две передачи – документальный фильм "Групповой портрет с президентом" (канал ТВ-Центр) и авторская программа Никиты Михалкова "55" (канал "Россия"). Правда, анонс фильма предвещал незабываемое зрелище – авторы поставили перед собой задачу проанализировать, "отчего счастливый роман российского общества с Путиным продолжается к всеобщему удовольствию". К сожалению, этот бред – точная цитата из аннотации. Большего об этой работе сказать не могу, поскольку увидеть ее мне не довелось.

м В целом же повторюсь, сказав, что всеобщего ликования – за исключением очередной карнавальной акции прокремлевской молодежи – на телеэкранах не наблюдалось. Не исключено, что телевизионщики "выдохлись" после шквала восторгов начала недели, когда все федеральные каналы наперегонки стремились засвидетельствовать восхищение главой государства, решившего остаться в большой политике.

На этом фоне уже не вызывает удивления то, что годовщина злодейского убийства Анны Политковской была освещена довольно скупо и упомянута, скорее, по "досадной необходимости". Пожалуй, только выпуски информационной программы "24" (канал Рен-ТВ) начинались с сюжетов, посвященных памяти Анны. Авторы этой программы, кстати, дали слово активисту ОГФ Марине Литвинович, тактично поиронизировали насчет участия в траурном митинге Михаила Касьянова и выразили беспокойство за судьбу мемориальной таблички на доме, где жила журналистка.

Впрочем, о первом съезде "Другой России", избрании кандидата в президенты от оппозиции и кандидатов в депутаты Госдумы на центральных каналах вообще не было сказано ни слова. Также как и о прошедших в Центральном Доме журналиста "непарламентских дебатах".

Без сенсаций обошелся выпуск программы "Судите сами" (Первый канал). На этот раз гости студии обсуждали политическое будущее братской Украины, которое многих политологов, похоже, заботило больше, нежели будущее собственной страны. Экстравагантный Сергей Кургинян привычно кривлялся, предавая анафеме "оранжевую" коалицию. Все попытки возражений он решительно пресекал, вплоть до того, что в один прекрасный момент сказал своим оппонентам, что все равно разбирается в вопросе лучше их, поскольку "высоко сидит и далеко глядит". Где именно он сидит, политолог не уточнил.

Интересно, как среагировал бы Кургинян на субботнюю новость, что украинские коммунисты готовы присоединиться к "оранжевым"? Для вдохновенного и последовательного певца Советского Союза эпохи застоя это известие явилось наверняка неприятным сюрпризом.

Забавным фарсом обернулась программа "К барьеру!" (канал НТВ). Но по совершенно другой причине. Здесь уже постарался один из дуэлянтов, кандидат в депутаты Государственной думы от "Другой России", Дмитрий Быков. Дмитрий Львович выступил в привычной для себя роли мистификатора и провокатора. С совершенно серьезным выражением лица он уверял зрителей, что лучшим временем для нашей страны была как раз эпоха застоя, а демократия России вовсе не нужна. Понятно, что целью его было провоцирование соперника на эмоциональные высказывания. Как ни странно, опытный политолог Марк Урнов "купился" на эту незамысловатую наживку и "завелся". Что, собственно, Дмитрию Быкову и было нужно. Поэтому итоговую победу чрезмерно серьезного Урнова вполне можно записать в актив остроумного писателя.

Зато в "Школе злословия" (канал НТВ) изначально разговор шел самый, что ни есть, серьезный. Приглашенный для участия в программе главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов сделал редкую попытку проанализировать внешнюю политику страны при нынешнем руководстве и сравнить ее с политикой предыдущего лидера. Сравнение оказалось не в пользу действующего президента. Господин Лукьянов убедительно доказал, что, вопреки расхожим мнениям обывателей, Россия при Ельцине более последовательно и твердо защищала свои государственные интересы, нежели при действующем сейчас президенте.

Сразу две программы с канала ТВ-Центр: "Улица твоей судьбы" и "Момент истины" – решили проанализировать состояние отечественной культуры. Учитываю специфику этих передач, можно было предположить, что речь пойдет об упадке современной русской культуры в сравнении с культурой советской. Так оно и получилось. Но авторы подошли к решению задачи по-разному. Александр Дедюшко в целом достаточно деликатно напомнил о кумирах прошлых лет, упомянув Михаила Кононова и Валентину Леонтьеву. Можно было согласиться и с его оценкой творчества замечательно детского композитора Владимира Шаинского, которому сегодня администрация Кремлевского Дворца предложила оплатить из своего кармана проведение собственного юбилея. Разве что, возможно, не стоило приглашать в студию Николая Караченцова, дабы не тревожить лишний раз не совсем здорового, мягко говоря, человека.

Зато Андрей Караулов в "Моменте истины" оторвался по полной, сравнивая советское и российское искусство. Для начала он дал слово Василию Лановому, который, при всей своей знаменитости и успешности, не упускает случая гневно обрушиться на "проклятые рыночные времена". Затем Караулов перенес огонь критики на знаменитую пьесу братьев Пресняковых "Изображая жертву". Спектакль Московского художественного театра и фильм Кирилла Серебрянникова, по его мнению, не имеют никакого отношения к искусству и появились на свет исключительно ради "отмывания грязных денег". Однако это было только прелюдией. Главной мишенью "сорвавшегося с цепи" ведущего оказался Анатолий Чубайс и Союз правых сил в целом. Отбросив всякую предвыборную политкорректность, Андрей Караулов, не особо утруждая себя доказательствами, заявил в духе самой низкопробной "желтой" прессы, что СПС поддерживает гомосексуалистов и покупает голоса избирателей.

Вспомнилось, что на этой неделе один из основателей современного российского телевидения Сергей Скворцов привел на страницах "Новой газеты" малоизвестный факт. Оказывается, Караулов начинал свою журналистскую карьеру на развлекательном канале ТНТ. Похоже, что там ему очень нравилось. Придется признать, что в какой-то степени он до сих остается в плену любимого "легкого" жанра.

Юрий Гладыш

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter