Оргкомитет Национальной Ассамблеи был создан после того, как концепция альтернативного парламента нашла практический отклик среди различных общественно-политических организаций страны. В результате в Национальной Ассамблее оказались представлены все основные направления, составляющие российский политический спектр: левое, национал-патриотическое и либерально-демократическое.
30 сентября 2007 года состоялся съезд "Другой России" - внесистемной оппозиции, объединяющей людей различных убеждений на основе радикального противостояния власти. Съезд утвердил список из 365 кандидатов в депутаты Государственной Думы, впоследствии не принятый Центризбиркомом РФ. Список был сформирован из делегатов, избранных 57 региональными конференциями, а также делегатов, выдвинутых организациями, входящими в коалицию "Другая Россия". Около 300 человек из этого списка составили основу депутатского корпуса Национальной Ассамблеи.
В начале апреля 2008 года состоялись три различные конференции представителей оппозиции, в результате целенаправленных действий власти оказавшихся на периферии легального политического поля. Конференции левых и национально-патриотических сил (6 и 12 апреля соответственно) поддержали концепцию Национальной Ассамблеи и делегировали на нее своих представителей. Конференция демократической оппозиции (5 апреля) созывалась с другой повесткой дня, поэтому либеральное крыло Национальной Ассамблеи было сформировано по заявкам отдельных организаций. В итоге общее количество делегатов Национальной Ассамблеи достигло 700 человек.
Члены Оргкомитета Национальной Ассамблеи отдают себе отчет в том, что формирование депутатского корпуса происходило по разнородным процедурам. Чтобы компенсировать эту проблему, Оргкомитет использовал принцип равного представительства политических и идеологических направлений при формировании своих рабочих органов, а также при составлении списков кандидатов в Совет Национальной Ассамблеи и его Президиум. Кроме того, в проект регламента введено положение о том, что Ассамблея устанавливает единые правила избрания депутатов следующего созыва.
Об основополагающих документах Национальной Ассамблеи
Оргкомитет должен был решить крайне непростую задачу согласования базовых принципов и техники взаимодействия между политическими силами, ранее не имевшими такого опыта. Учитывая общие организационные трудности, связанные с недостатком финансовых и медийных ресурсов, а также с жестким прессингом со стороны власти, члены Оргкомитета согласились, что главной задачей подготовительного этапа работы (включающего первую очную сессию 17 мая) является согласование трех основополагающих документов Национальной Ассамблеи: ее Хартии, ее Политической декларации и ее Организационных принципов.
Хартия определяет обязательства депутатов друг перед другом и перед всем обществом. Подписывая Хартию, делегат принимает на себя эти обязанности и обретает полномочия депутата Национальной Ассамблеи. Текст Хартии разработан, согласован и утвержден Оргкомитетом Национальной Ассамблеи. В силу того, что некоторые делегаты по не зависящим от них обстоятельствам не смогли принять участие в работе очной сессии 17 мая, Оргкомитет предлагает установить крайний срок для подписания Хартии – 15 июня 2008 г. Политическим заключенным, которые делегированы на Национальную Ассамблею, предоставляется право доверить подписание Хартии лидерам своих организаций. Проект Политической декларации был согласован Оргкомитетом в результате серии продолжительных дискуссий, сопровождавшихся серьезными разногласиями. Этот процесс наглядно свидетельствует о том, что на начальном этапе работы Ассамблеи исключительно важно не заявлять позиции, абсолютно неприемлемые для других участников, а также свести к минимуму собственные критерии абсолютной неприемлемости. Сила концепции Национальной Ассамблеи заключается в том, что, возможно, впервые в российской истории у нашей страны появляется шанс формулировать и решать вопросы национальной повестки дня в режиме диалога, а не силовой конфронтации. В этом наше принципиальное отличие от правящего режима, который грубо навязывает обществу свое понимание интересов страны, искажая и разрушая для этого все российское политическое пространство.
Исходя из приоритета минимизации конфликтов и отдавая себе отчет в наших реальных возможностях на сегодняшний день, члены Оргкомитета согласовали Организационные принципы Национальной Ассамблеи, на основе которых в будущем предстоит разработать развернутый Регламент. Учитывая невозможность проведения регулярных очных сессий, члены Оргкомитета предлагают, во-первых, сформировать Совет Национальной Ассамблеи и его Президиум, во-вторых, создать тематические комитеты и комиссии Национальной Ассамблеи и, в-третьих, разработать и реализовать проект дистанционной совместной работы депутатов на основе Интернет-технологий. Списки кандидатов в перечисленные органы были составлены и согласованы членами Оргкомитета исходя из заявленного выше принципа равного представительства политических и идеологических направлений. Оргкомитет Национальной Ассамблеи 1-го созыва 15 мая 2008 г.