На российских телеэкранах в течение последней недели не смолкает пушечная канонада. Столь "военизированным" наш эфир не был, кажется, даже в мае, в канун празднования очередной годовщины Победы.
Сегодня российские средства массовой информации тоже празднуют победу. Только с маленькой буквы. Федеральные телеканалы и главные печатные издания наперебой доказывают читателям и зрителям неизбежность августовского грузино-осетинского конфликта прошлого года и особую важность миссии России, "принудившей к миру" своего южного соседа.
Для того чтобы узнать официальную позицию Кремля, вполне достаточно посмотреть какую-нибудь одну программу, посвященную цхинвальским событиям. Поскольку разнообразием мнений здесь и не пахнет, все рассказывают примерно одно и то же.
Характерным в этом плане оказался, скажем, фильм "Цхинвальский крест", повторный показ которого состоялся вечером 6 августа на канале РЕН ТВ. Автором проекта был военный журналист Игорь Прокопенко, продюсером ленты – Оксана Барковская. Имена в телевизионном мире известные и уважаемые. Тем более интересно было посмотреть, что же предложили они нам в качестве непреложной истины, не требующей доказательств.
Если тезисно изложить официальную версию в трактовке авторов картины, то мы получим примерно следующее.
Режим Саакашвили давно задумал "навести порядок" в мятежной Осетии и провести там этническую чистку.
Грузинский лидер намеревался – со слов авторов фильма – вытеснить осетин с территории страны за Большой Кавказский хребет. Оставшихся и непокорных ждала лютая смерть "независимо от возраста и пола".
С этой целью на административной границе Грузии и Южной Осетии были сосредоточены двенадцать тысяч отборных бойцов грузинской армии, танки, тяжелая техника и артиллерия. В ночь на 8 августа грузинская сторона начала совершенно неожиданный для осетин обстрел Цхинвали из систем залпового огня, в результате чего цветущий город за несколько часов был "сметен с лица земли". После этого на штурм столицы Южной Осетии пошли пятьсот прекрасно обученных спецназовцев. Лишь героизм и мужество осетинских ополченцев, российских миротворцев и бойцов 58-й армии предотвратили катастрофу. Совместными усилиями русские и осетины вытеснили агрессора с территории республики.
Выступивший в фильме в роли официального комментатора известный представитель российских "ястребов" генерал Леонид Ивашов сказал в кадре, что
агрессию против Южной Осетии совершила не только Грузия, но и коалиция западных государств.
По его мнению, Саакашвили не решился бы начать боевые действия, не заручившись согласием американского посла в Тбилиси. В дальнейшем, по сведениям Ивашова, американцы активно помогали грузинам уже непосредственно в ходе боевых действий:– американские спутники "вычисляли" российские цели на осетинской территории, а американские прицелы точно наводили на них снаряды и ракеты.
В самые последние дни российские официальные лица не раз выступали перед прессой с заявлениями о новых подробностях августовского конфликта. Так, глава Следственного комитета Александр Бастрыкин заявил в интервью, опубликованном в "Российской газете", что "в ходе расследования на территории грузинского анклава в селе Ачабети Цхинвалского района, был найден план операции по отравлению систем водоснабжения Цхинвала. Массированный обстрел заставил мирных жителей прятаться в подвалах". В уголовном деле, процитированном Бастрыкиным, есть свидетельства того, "что грузинские военные пытались затопить эти подвалы, а в Цхинвале, по показаниям очевидцев, они целенаправленно забрасывали гранатами подвалы". Есть в деле, по утверждению Александра Бастрыкина, "многочисленные свидетельства и того, что грузинские военные преднамеренно убивали мирных жителей: людей давили танками".
Согласимся, что прозвучавшие обвинения довольно серьезны. Было бы легкомысленным отвергать их с ходу без вдумчивого анализа. Поэтому оставим эту работу для профессионалов. Сегодня я лишь предлагаю читателям обратить внимание на явные нестыковки официальной российской версии с данными, обнародованными опять-таки российскими же официальными лицами. Или журналистами, которые именно эту версию охотно распространяют.
Итак, в фильме "Цхинвальский крест" настойчиво повторяется цифра в две тысячи погибших мирных жителей Южной Осетии. Между тем, по данным СКП России, документально подтверждена гибель 162 мирных жителей, 255 человек получили ранения различной степени тяжести. Всего же потерпевшими в конфликте на Кавказе признаны свыше пяти тысяч человек.
Также с удивительной настойчивостью повторяется утверждение, будто "Цхинвали был до основания разрушен грузинской артиллерией". Однако,
по данным непосредственно осетинской стороны, серьезные повреждены 20 процентов строений столицы Южной Осетии. Это, наверное, много, но говорить о "разрушении до основания", видимо, нет причин.
Кстати, хочу обратить внимание на то, что, по последним данным, в операции участвовало уже не двенадцать, а семнадцать тысяч грузинских военных. Похоже, что число их растет день ото дня.
С численностью нападавших связан еще один любопытный парадокс. Авторы многих репортажей утверждают, что подразделения 58-й армии, выдвинувшись на территорию Южной Осетии, вступили в бой с превосходящими силами противника. До этого, как мы помним, нам было сказано, что на штурм Цхинвали пошли пятьсот бойцов грузинского спецназа. Если они оказались для целой армии "превосходящими силами", то придется признать, что численность отдельно взятой Российской армии ниже численности одного батальона. Понятно, что с военной точки зрения такое вряд ли возможно.
Наконец, большинство российских телеканалов все же показали фрагмент из выступления Михаила Саакашвили, в котором грузинский лидер торжественно пообещал сохранять выдержку, не поддаваться на провокации и не отвечать огнем на огонь противника. Комментариев к этому фрагменту не было. Из этого следует, что
первым все-таки открыли огонь с осетинской стороны и "вина" грузинского лидера заключается в том, что он не сдержался и ответил на "провокацию".
Я уже не говорю о том, что лично мне кажутся сомнительными утверждения журналистов, будто непокорных осетин ждала лютая смерть "независимо от возраста и пола". Это представляется не просто преувеличением, а прямой ложью. Но сомнения, к сожалению, к делу не пришьешь.
Зато перечисленные выше "неувязочки" очень даже пришьешь. Многие из них ставят под сомнение российскую версию событий в целом. Впрочем, судить об этом я опять-таки предлагаю читателям.
Сказанное вовсе не означает, что грузинская версия отличается логичностью и стройностью. Как раз наоборот. Начнем с того, что ознакомиться с ней оказалось не так-то просто. Как написали мне мои тбилисские коллеги, даже на грузинских сайтах официальные документы публикуются в изложении, часто довольно невнятном. Наверное, что-то можно почерпнуть из выступлений грузинских лидеров, поскольку эти выступления, как правило, выкладываются в Интернете полностью. Но для того чтобы понять суть, нужно прослушать полностью каждое такое выступление, длящееся, как правило, не менее трех часов. Далеко не у всех есть такие возможности.
Наиболее полным оказался доклад временной парламентской комиссии по изучению августовских событий, доступный россиянам на сайте civil.ge. Правда, этот документ тоже грешит многословием и невнятностью.
Особый интерес для нас представляет оценка грузинским парламентом причин конфликта, которые привели к вооруженному столкновению, и действий грузинских высших должностных лиц в первые часы этого столкновения. По этому поводу в докладе говорится, что сделанное генералом Мамукой Курашвили 7 августа 2008 года заявление о начале "восстановления конституционного порядка" в Южной Осетии было вызвано "недостаточной готовностью с точки зрения коммуникационной стратегии Министерства обороны в первые часы начала боевых действий, а также отсутствием координации в деле выдачи информации".
Попробую перевести эту мудреную фразу с парламентского языка на бытовой русский. На мой взгляд, она означает то, что
Грузия действительно первой начала наступательные действия – возможно, в ответ на какие-то провокационные акции с осетинской стороны.
Но говорить об этом открыто генерал не был уполномочен. То есть, грубо говоря, Мамука сболтнул лишнего.
Наконец, вечером 6 августа правительство Грузии опубликовало доклад, в котором изложило свою версию тех событий, "за которыми последовало вторжение России".
В докладе описываются события начала 90-х годов прошлого века и говорится, что в те годы Россией "велась интенсивная подготовка, которая ставила своей целью начало широкомасштабной войны против Грузии". Согласно докладу, 7 августа 2008 года в 03:41 около 150 единиц российской бронетехники и грузовых машин вошли в Рокский тоннель. Спустя почти сутки, в 23:15 7 августа, главнокомандующий Грузии издал приказ "о начале оборонительной операции" на фоне бомбардировок грузинских сел в регионе. В 23:50 артиллерийские подразделения Вооруженных сил Грузии, как сказано в докладе, открыли ответный огонь.
Государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили заявил на презентации доклада 6 августа: "Августовские события показали всем, что у Грузии всегда был конфликт с Российской Федерацией и не было внутренних конфликтов с различными регионами страны".
Добавлю к этому официальному высказыванию мнение известного грузинского публициста Георгия, которым он поделился со мной утром 7 августа. Позволю себе процитировать его дословно.
Георгий полагает, что "Россия собиралась разыграть в Грузии ту же карту, что и в Карабахе. Поскольку ни для кого давно уже не секрет, как армянская армия захватила Карабах и еще семь азербайджанских районов. Однако формально этот конфликт так и остался конфликтом между Арменией и Азербайджаном. Россия продолжает официально выступать в роли посредника. Точно так же собрались россияне провести операцию в Грузии, то есть расширить территорию, прикрывшись осетинами и абхазами. Но не сработало. Саакашвили, то ли запаниковав и потеряв голову, то ли по дурости, то ли по наитию (маловероятно, что в его действиях присутствовал тонкий расчет), не стал ждать и, недолго думая, ударил прямо по Российской армии. Такого никто не ожидал. Тут уж взыграли самолюбие и амбиции, мозги затуманились от неслыханной дерзости. Пришлось высунуть голову и даже в какой-то степени ее подставить. Россия лишилась функции посредника, а сам конфликт впервые получил совершенно новый формат — российско-грузинский. Функции посредника перешли к международному сообществу. Пришлось блокировать инициативы международных организаций и выставлять себя отнюдь не в лучшем свете. Не случись этого, территории Грузия все равно бы потеряла, но вопрос по-прежнему был бы подвешен на российских весах. Вряд ли кто-то предвидел подобное развитие событий".
Напоминаю, что это было личное мнение известного грузинского публициста. От себя скажу, что, на мой взгляд, картина вырисовывается довольно ясная. Скорее всего, грузинская сторона действительно первой начала наземную наступательную операцию в ответ на провокационные действия осетинской стороны.
Другое дело, что
российские военные об этих провокациях, скорее всего, были прекрасно осведомлены и только ждали, когда у грузин сдадут нервы.
Так оно и получилось.
Но простые россияне об этом теперь вряд ли узнают. Для них ежедневно гремят с телеэкранов победные залпы, озвученные "правильной" фонограммой. Так что можно считать, что информационная война выиграна российской стороной вчистую. Правда, произошло это только на пространстве нашей страны.
Однако большего, наверное, пока и не нужно.
Вы можете оставить свои комментарии здесь