На минувшей неделе — не по-сентябрьски солнечной и теплой — по великому счастью обошлось без ставших уже привычными в нашей реальности драматических катаклизмов: техногенных аварий, масштабных терактов, громких убийств. Как говорится, всегда бы так. Но увы… Президент Медведев отметил свое 44-летие и посетил официозные "дискуссионные клубы": Валдайский и Ярославский форумы. По их итогам в Москве состоялся форум "Стратегия-2020" с участием главного путинского идеолога Владислава Суркова. Разговор там шел все о том же (по следам медведевской статьи "Россия, вперед!" в Газете.Ru): как обустроить и модернизировать Россию.
Однако обсуждение столь высоких мероприятий в блогосфере оказалось на удивление неглубоким. Было непросто отыскать не только серьезную критику, но даже апологетику: то и дело попадались описания погоды, гостевых кают на теплоходах и прочих маленьких радостей жизни тех, о ком хлестко высказался побывавший на тех же форумах Путин: "Отмечу, что, несмотря на мировой финансовый и экономический кризис, есть люди, на которых это не очень сказалось: журналисты, главные редакторы и политологи. Они выглядят упитанными и хорошо одетыми". Этакий тонкий намек: мол, кормили вас на убой, чтобы всяким "либерастам" да "лимоновским экстремистам" нос утереть, с дорогой нефти щедро всем капало, а как капать перестало, так и не дождешься совета, что делать.
"Призывы президента модернизировать Россию тонут в хорошо организованной говорильне", —
горько замечает журналист Лев Московкин.
Нисколько не удивительно, что после всех этих нескончаемых заседаний Медведев зашел за свежими идеями в Интернет и — о, чудо! — таки нашел в числе откликнувшихся на его статью блогера Максима Калашникова со свежими идеями и взором горящим и перепоручил разбираться с этим блогером заместителю председателя правительства Сергею Собянину. Однако отмеченный Медведевым интернет-деятель на поверку оказался человеком, мягко говоря, своеобразным. И это обстоятельство вызвало серьезный "шкандаль" в русской блогосфере. Но про "шкандаль" чуть позже.
Вернемся к "судьбоносным" форумам. "Вот как оно повернулось-то! — иронически замечает политолог Александр Морозов. — 15 сентября "мы проснулись в другой стране". Начались дебаты о демократии и демократизации, в которых принимают участие все СМИ. По всей стране будут создаваться "кружки по изучению демократии". Либерти.Ru объявило себя сетевым центром президентских инициатив. Чадаев на заседании клуба "Стратегия-2020" призвал к созданию "интеллектуального штаба". Но даже и сквозь эту сдержанность пробивается восторг: да, свершилось! да, мы на пути к демократии. Юргенс уверенно смотрит в будущее: ярославский форум станет постоянно действующей площадкой".
Другие блогеры настроены более критично: "Последние дни просто как-то сильно насыщены событиями и "сигналами" из верхов. Сначала Путин, встречаясь с "клубом Валдай", посеял мутные сомнения в рядах аналитиков странными фразами о своем возможном будущем президентстве. Типа Медведев мне не конкурент...
Потом Медведев выпускает жесткую и отчаянную статью, где явно говорит, что строили, строили и хрен знает что построили... А кто строил-то? Путин...
Потом уже сам Медведев заявляет, что выборы-2012 могут быть уже какими-то новыми, партийными, а что это такое, никто и не поймет... То ли парламентская республика с премьерским правлением, то ли типа партия вот так решила, а я и подчинился... Типа партия за Путина...
Статья медведевская наводит на мысль, что он, наконец, прозрел — его поставили как мальчика для развлечения международной публики. Потом на него "повесили" Южную Осетию — типа замазали кровью. Когда его ставили на президентство, все у них там наверху было в радужных красках: нефть к концу 2008 года ожидали 200 долларов за баррель, Медведеву, наверное, сказали: ну, будешь кататься по заграницам, мило улыбаться с иностранцами, форумы всякие красивые проводить и посещать, внутри страны проводить всякие инновационные и прочие интернет-развлечения, а ДЕЛАМИ мы уж сами будем заниматься... Чего тебе руки пачкать-то в нефти и газе...
Но кризис быстро как-то все прояснил, и Медведев, видать, понял, что все достаточно гнило, хреново и мерзко".
"Оставаясь в рамках нынешнего политического устройства и политической культуры, Медведев не имеет ни малейших шансов противостоять Путину, —
пишет по итогам прошедших форумов журналист Дмитрий Шушарин. Захочет тот выиграть выборы-2012, выиграет и при конкуренте Медведеве. Захочет раньше его сместить — сместит. Силовики — под Путиным, агитпроп — под Путиным, проведение выборов — под Путиным, "Единая Россия" — под Путиным.
Если б Медведев и в самом деле стремился к самостоятельности, то у него был бы один способ добиться своего: сместить Путина, а в случае отказа Думы утвердить нового премьера провести — пусть и в рамках действующего антивыборного законодательства — свободные выборы. Это было бы абсолютно законно, но означало бы полное отрицание нынешнего устройства власти в России — по понятиям. И это было бы обретением новой легитимности, поскольку такая Дума все-таки представляла бы население России, а не начальство, как нынешняя. Что и делает ее, нынешнюю, столь же маргинальной, как кремлевские "молодежки".
Вместо этого Медведев включился в заведомо проигрышный обмен репликами, которые на птичьем языке нынешних псевдополитиков именуются "сигналами". Но препирательство и соперничество с Путиным, пока тот остается единственным источником легитимности президентства Медведева — "я тебя выдвинул, я и задвину", — превращает российскую политическую жизнь в скверный анекдот".
Ну а вскоре грянул другой запоздалый сентябрьский "гром": в эфире "патриота из патриотов" — официального Первого канала — Медведев дал неожиданное поручение Собянину. Президент попросил заместителя председателя правительства внимательно относиться "к различного рода идеям в области технологической модернизации". "Не буду скрывать, и ко мне такого рода предложения поступают. Уже тысячи. На одно из них я обратил внимание, потому что сегодня пестрит весь Яндекс. Некий гражданин Максим Калашников обратился к гражданину Медведеву. Калашников высказывает мнение о необходимости формирования национальной инновационной системы. Он предлагает создать при президенте некий высший инновационный совет народного хозяйства, а также аналог ДАРПА и департамента передовых исследований при Министерстве обороны США. Он (Калашников) пишет нелицеприятные вещи в отношении власти и от взглядов не отказывается, но, тем не менее, интересы дела требуют стать превыше неприязни. Это ровно то, о чем я говорил, когда мы должны быть в диалоге даже с теми людьми, которые не всегда разделяют наши с вами убеждения", — подчеркнул Медведев.
Максим Калашников (он же Владимир Кучеренко) широко известен в кругах так называемой "патриотической" оппозиции и на Селигере — как лектор для актива "антифашистского" движения "Наши". Автор ряда скандальных книг с говорящими названиями: "Третий проект", "Сломанный меч империи", "Гнев орка", "Оседлай молнию" и т.д. Но для большей части блогеров до "рекламы" из уст президента личность Калашникова оставалась загадкой.
Коллеги по работе поделились своими впечатлениями от общения с Максимом: "Он был моим заместителем по "Стрингеру", — пишет редактор Елена Токарева. —
Писать письма президенту — это он любит так же, как и сам старик Проханыч. Гигантское тщеславие, незнание реалий русской жизни, юношеская страсть к Гитлеру и Сталину, жестоким тиранам.
Но это неважно. Это черты журналистской личности, акцентированной, неуравновешенной, романтической. Хорошо хоть Проханов не рассказал, как Вова любит Гитлера, как ласково называет его "Алоизьевич". Я, признаться, всего этого не выдержала и уволила Вову с работы по причине несовместимости наших менталитетов. Вова ходил к Ющенке, предлагался. Но у Ющенки своих фашистов пруд пруди. Он предлагался Лукашенке — и тоже без результата. А тут Медвед! Во как! Ну, пусть кого-нибудь мобилизнут".
В посте с хлестким названием "Попал под футуролога" журналист Николай Троицкий вспоминает, как в годы своей молодости работал вместе с Калашниковым в газете "Мегаполис-экспресс" — в ее первой, не "желтушной" инкарнации: "Я очень хорошо помню Максима в ту пору, когда он был еще просто Володей Кучеренко и не мнил себя "футурологом".
Володя не был глуп, о "сгустках инноваций" тогда не заикался, писал неплохо, разбирался в своем предмете. Вот только личные взгляды у него были весьма специфические — я бы их назвал нацистскими.
Без преувеличений. Он был большим поклонником методов строителей Третьего рейха, ярым густопсовым антисемитом, причем все это перемешивалось не только с безудержным русским национализмом... но и с нутряными коммунистическими убеждениями. Странное сочетание, но такое бывает. В заметках... он свои взгляды не высказывал, хотя в разговорах не скрывал. В общении был вполне приятен, мы с ним не раз выпивали, дискутировали цивилизованно, до драки не доходило, я человек терпимый, мало ли кто на каких диковинных идеологических позициях стоит, ничего против него не имел и не имею. По-моему, его черт знает куда занесло, кто-то назовет таких "инноваторов" городскими сумасшедшими, это их право, я воздержусь.
Ну вот, теперь Максим-Володя проснулся знаменитым. Только очень-очень странно, что Медведик откликнулся именно на эти, мягко говоря, экзотические, даже эзотерические инициативы. В Интернете можно найти и более разумные предложения. Хотя, в общем, авторы "писем трудящихся" редко бывают адекватными личностями".
"Я — не коммунист, а фашист. Но с крайним уважением относящийся к Сталину", — цитирует совсем свежий комментарий Максима Калашникова журналист и издатель Сергей Пархоменко. И сочувствует "подставленному" президенту: "А. Понятно. Так это подстава. Опять. Еще одна. В очередной раз. На сей раз Дмитрию Анатольевичу подсунули обыкновенного фашиста. А он и заглотнул, не только не глядя, но даже и не понюхавши наживку. Огосподибожемой. Да что ж он так легко подставляется-то? Мы думали, он "ставленник". А он подставленник какой-то. Или это все вместе — одна большая, глобальная подстава? В целом? Со всеми медведевскими либеральнообразными разговорчиками в путинском строю? Со всей его оттепелеподобной завлекательностью? Со всеми этими бессмысленно многословными подмигиваниями и намеками неизвестно кому неизвестно на что?"
"Как я понял, "блогер Максим Калашников" при Путине-Медведеве — это что-то типа современного "народного академика" Трофима Лысенко при Сталине-Хрущеве.
Или?" — ехидно вопрошает художник Дмитрий Врубель. На что немедленно получает отлуп от самого блогера и писателя-футуролога в комментариях к посту: "Для меня это сравнение лестно. Ибо Лысенко — выдающийся практик, морозостойкими сортами пшеницы его школы мы пользуемся до сих пор. А повторять дерьмократические штампы о Трофиме Денисовиче — удел недоумков".
"Нас ждет великая эпоха, — потирает руки лидер молодежного движения "Смена", публицист Станислав Яковлев. — Теперь бы подарить Дмитрию Медведеву книгу "Ереси" Эдуарда Лимонова. Или нет. Все-таки слишком сложное произведение. Истархова подарить надо, вот что. "Мертвая вода как иновационная технология". И добавляет: "Как-то вдруг позабыли все, что Медведев уже обещал Мицголу сделать Фидонет векторным и гипертекстовым".
Но это все в принципе понятно. Трудно было ожидать, что либералы, которых Калашников называет врагами, напишут о нем с восторгом. Однако странный выбор Медведева раскритиковали и многие блогеры, причисляемые скорее к "провластному", "охранительскому" и даже "патриотическому" лагерям.
"Скажите, откуда выкопали этого городского сумасшедшего? Это же п…ц, п…ц, п…ц! — возмущается в общем-то интеллигентый Кирилл Панкратов. —
Медведевский аппарат, который ему такое подсовывает, — это они тупые или прикалываются?"
Чуть позже Панкратов меняет гнев на милость и пишет менее эмоционально: "Некоторые из френдов писали, что пусть даже конкретные прожекты Калашникова выглядят наивными, но зато он пытается чего-то сделать, а вот болото, которое есть власть, даже не пытается и просто имитирует. Но проблема здесь даже не в технической наивности прожектов Калашникова и иже с ним.
Проблема в том, что решение ищется прежде всего в технократической сфере. То есть, условно говоря, нужно изобрести такую Охренительную Хрень ("биоагроэкополис", "цифровая, многоцелевая система связи А. Железнова"), и тогда будет нам Щастье. Ну, немного более сложная цепочка: вот есть гениальный Левша, который уже изобрел Охренительную Хрень, но ему мешают Темные Силы, и для внедрения Хрени нужно дать Мильон, а точнее, создать Институт (Комитет или Совет) с Умным Начальником при Добром Царе, чтобы они покарали Злых Воров и Душегубов, которые, естественно, хотят этот Мильон своровать. И тогда, если все это сделать правильно, будет нам Щастье.
В принципе это недалеко ушло от поимки Золотой Рыбки из русских народных сказок, которой можно будет заказывать желания, (после чего) дальше лежать на печи, потому что будет "по щучьему велению". Но основные проблемы страны сейчас не лежат в технократической сфере. Точнее, технологическая сфера очень важна, но она не первична. Первичны в настоящий момент (а в некоторые другие моменты это не так) социальная, нравственная, интеллектуальная сферы".
"Всякому царю нужен шут, — задумывается журналист Юрий Гиренко. У Путина был Дугин. У Медведева завелся Калашников. Инновации, инвокации, инициации..."
"Пожелание Медведева к правительству взять в разработку инновационные предложения блогера Максима Калашникова нашло горячий отклик в сердце самого Калашникова", — замечает заместитель главного редактора интернет-газеты "Взгляд" Дмитрий Бавырин. И приводит цитату, которая бы смотрелась органично разве что в сообществе радикальных национал-либералов: "О том, что гибель РФ должна стать началом новой великой страны, я еще в Третьем проекте писал. И за базар отвечаю".
"Внимательно читал его предложение президенту и медленно сползал под стол, — пишет также далекий от поддержки "либерастии", "прогнившего Запада" и прочего "несогласия" блогер moska. — Хотелось бы примечаний и пояснений про то, как красные с успехом использовали практику создания показательных сельскохозяйственных коммун в 1920-е годы — с электрификацией производства, с механизацией, со множеством привлекательных технических новшеств. Про это Андрей Платонов много писал, не особо успешно было. Короче, после прочтения сильно заинтересовался диагнозом Калашникова".
Однако многие блогеры не только "гневно клеймили" как выбор Медведева, так и саму персону господина Кучеренко, но и пытались что-то понять и оправдать блогера и президента. Тут снова нашлись как "патриоты", так и ненавидимые самим Калашником "путиноиды" да "либералы", и раскол прошел вовсе не по идеологической плоскости.
"На самом деле ненависть, которую в ЖЖ демонстрируют по отношению к Калашникову, объясняется просто, — считает прокремлевский публицист Павел Данилин. —
Кучеренко в принципе совершенно ОБЫЧНЫЙ человек.
У него нет большой и волосатой лапы в Кремле (хотя справедливости ради надо признать, что он из семьи партфункционера), у него нет миллиарда, у него нет влиятельных покровителей, у него нет вообще ничего, кроме эпатажных идей, нереального трудолюбия и фанатизма. То есть он вообще ПРОСТОЙ БЛОГЕР. И вот этот простой блогер получает внимание от первого блогера, написав довольно-таки слабенький (признаемся честно) пост в ЖЖ! То есть Кучеренко получил признание в той сфере, в которой он этого признания добивался... Конечно же, ЖЖ-"пейсатели" не могут ему этого простить. Они-то, по их же мнению, заслуживают куда как большего внимания от президента. Так что все просто. Банальная зависть".
"Гм... сейчас тот случай, когда вступлюсь за Медведева, — пишет либеральный журналист и сценарист Олег Козырев. — Вижу, многие критикуют за то, КОГО именно во френдах держит Дмитрий наш Анатольевич. Мол, фашист Калашников и т.п. и т.д. Но Медведев ведь говорил не об идеологии Калашникова, а о его предложениях по модернизации, а уж тут так бывает, что и человек с противоположными взглядами может придумать хорошую идею или изобрести что-то. Например, если фашист скажет, что пожар лучше тушится не бензином, а водой, вы лично уверены в том, что эту здравую идею не примените на практике?
Очевидно, что Медведев попал в такую ловушку, за которую Интернет его хорошо пропесочит, но вот конкретно в этот раз, Интернет, ты неправ".
"Калашников нисколько не фашист, — замечает в комментарии блогер sostavitel. — Если сам он себя так когда-то и назвал, то лишь в традициях русского юродства. Более того, он говорит много дельных вещей (по отдельности). Проблема в том, что в целом он просто шут гороховый и, похоже, не вполне нормален. Как бульварный автор в стиле технопатриотизма — забавен. Сам пару книг пролистал на досуге. Письмо президенту — прекрасный пиар (продажи книг возрастут)".
Ну а мы от себя добавим такую простую мысль, которую в пылу разгоревшихся страстей даже и либеральное блогерское сообщество совершенно упустило из виду. Разумеется, Козырев и Данилин не зря призывают обратить внимание на идеи, высказанные в постах и книгах господина Кучеренко. Да, политические взгляды — откровенно неприятны, да, многие идеи отдают лженаучностью и чернокнижием даже при беглом просмотре по диагонали. Но там есть и описания действительно прорывных модернизационых технологий. К примеру, в той же ядерной энергетике или строительстве. Описания новых — недорогих и качественных — стройматериалов, которые довелось видеть собственными глазами.
В конце концов, тот же Гитлер действительно строил не только концлагеря и душегубки, но и выдвинул идею производства современных "народных автомобилей" — "фольксвагенов". Не ломать же их теперь исключительно из-за нацистского ярлыка!
Но в условиях сложившейся политико-экономической системы — заметим, даже в экономике совершенно далекой от бичуемого Калашниковым либерализма —
внедрение на практике самых серьезных "Охренительных Хреней" может привести лишь к созданию на месте инновационного совета очередной госкорпорации —
монстра с "непрозрачной" бухгалтерией, лакомой "поляны" для очередного "распила бабла" все теми же чиновниками и трудоустройства собственных отпрысков, — как это уже приключилось и с газом, и с нефтью, и с нанотехнологиями. В итоге прорывная технология быстро утратит дешевизну, не сможет стать экономически рентабельной и радикально улучшить жизнь не горстки вороватых бюджетных пиявок, а миллионов людей.
Вот если бы за всем этим беспокойным хозяйством: за бонусами топ-менеджеров и балансами, за честностью проводимых конкурсов, за соблюдением трудового законодательства и расценками на стройматериалы — следили свободная пресса да по-настоящему оппозиционные партии и немедленно били бы по рукам расхитителей и губителей инноваций, тогда да. Тогда — другое дело. Но для этого надо будет "модернизировать" уже саму сложившуюся вертикаль, а на такое она никак не пойдет: ни с Калашниковым, ни без Калашникова.
Вы можете оставить свои комментарии здесь