"Это редкий случай, когда инициаторами проекта выступили сами архитекторы", — заявил на презентации проекта "Фабрика Россия" один из его авторов, известный архитектор Сергей Чобан. Проект, посвященный регенерации города Вышний Волочек и представленный на фестивале "Зодчество-2010", был специально подготовлен для экспозиции павильона России на XII Архитектурной биеннале в Венеции. В разработке проекта также принимали участие архитекторы Сергей Скуратов, Никита Явейн, Владимир Плоткин, Евгений Герасимов, Сергей Кузнецов и дизайнер Алена Ахмадулина. Мы попросили Сергея Чобана рассказать о дальнейших перспективах "Фабрики Россия".
— Сергей Энверович, это был первый случай, когда инициатива принадлежала архитекторам?
— Один из редких, когда по собственной инициативе.
— Из чего вы исходили, предлагая такую тему для биеннале?
— Из общественной потребности. Сегодня состояние малых городов России — это острейшая проблема нашей страны. Там не работают предприятия, большинство из них находится в полуразрушенном состоянии. При этом, как в случае с Вышним Волочком, речь идет о постройках, представляющих историческую и архитектурную ценность. Наш выбор темы связан еще и с тем, что российский павильон в Венеции призван представлять актуальные проблемы российской архитектуры в понятном для международной общественности формате. Мы не можем рассказывать о том, что не будет понято. Такая проблема существует и на Западе. Для того чтобы привлечь к ней внимание широкой общественности, мы показали ее в Венеции. На наш взгляд, это очень хорошая платформа для того, чтобы к проблеме обратились и в самой России.
— Поддержали ли ваш проект в органах власти?
— Заявку на эту тему поддержали в Министерстве культуры, под патронатом которого проходит выставка в Венеции. Куратором выставки, кроме меня и Григория Ревзина, является и заместитель министра культуры Павел Хорошилов. Кроме того, наш проект поддержали исполнительные власти Вышнего Волочка, в частности мэр города Олег Меньшиков, а также председатель Законодательного собрания Тверской области Андрей Епишин. Интерес со стороны федерального правительства тоже есть. Мы сейчас готовим выставку и презентацию проекта в Москве на самом высоком уровне для того, чтобы продвигать его дальше.
— Насколько архитекторы заинтересованы в том, чтобы проект был реализован?
— Конечно, заинтересованы. Мы же не артисты, чтобы ограничиться только презентацией. Для нас самое важное — это реализация наших идей. У проекта есть технико-экономическое обоснование. Город хорошо привязан к инфраструктуре, у него есть железная дорога, есть автомобильная связь с Москвой и Санкт-Петербургом. У города очень хорошая взаимосвязь с центрами. Здесь ничего не надо делать заново, здесь надо развивать то, что есть.
— А какова цена вопроса?
— Мне не хотелось бы сейчас говорить о конкретных цифрах, но, по нашим подсчетам, цена проекта абсолютно подъемная. Есть разные государственные программы, связанные с модернизацией городов России, и эта важная тема могла быть реализована в том числе и в пределах этих программ.
— Как вы думаете, что ваш пример послужит стимулом для других общественных инициатив?
— Любой архитектор, даже когда он выполняет чей-то заказ, проявляет свою общественную позицию. Это находит отражение в самом проекте здания, в выборе выразительных средств и так далее. В любом творчестве проявляется гражданская позиция автора.
Вы можете оставить свои комментарии здесь