Киргизия и Таджикистан объявили о повышении арендной платы для российских военных баз. Что само по себе неудивительно: каждый раз, когда подходят к концу прежние договоренности, цены растут.
В данном случае речь идет о "повышении арендной платы за использование базы подводных испытаний оружия в Караколе, центра военной связи в Кара-Балте и радиосейсмической лаборатории в Майлы-Суу" в Киргизии и 201-й военной базе в Таджикистане. И те, и другие переговоры далеко не однозначны.
Новый договор об аренде 201-й базы планируется заключить на 49 лет, но Таджикистан объявляет свою цену — 250 миллионов долларов в год. Около недели СМИ публикуют грозные заявления МИДа Таджикистана о том, что они готовы отстаивать свою позицию. В то же время Киргизия объявляет о намерении пересмотреть соглашение по аренде вышеперечисленных баз в 2014-м году, когда закончится срок предыдущего соглашения. Данные события вполне вписываются в парадигму противостояния России и США в регионе:
российские союзники хотят поднять цену своей лояльности в преддверие грядущих перемен.
Чтобы лучше разобраться в ситуации с базой в Таджикистане, нужно знать, что Россия согласна арендовать базу на 49 лет на безвозмездной основе. И уже сейчас представители нашей страны заявляют, что Таджикистан согласен на эти условия. Таджикистан же отвечает, что идет нормальный переговорный процесс и никто еще ни на что не соглашался. Понятно, что такие переговоры только внешне выглядят как игра с нулевой суммой. В действительности, как можно предположить, торг идет далеко не только за военную базу. Похоже, Таджикистан артачится потому, что рассчитывает на возможный интерес Альянса к аренде баз на своей территории. На данный момент эти догадки подпитывает провал переговоров по базе "Манас" в Киргизии.
Киргизские базы в Караколе, Кара-Балте и Майлы-Суу были арендованы Россией, по различным данным, или безвозмездно, но с условием, что Россия будет обучать киргизских специалистов, или за 4,5 миллиона долларов в год. Понятным кажется желание поднять арендную плату в связи с инициативой киргизского руководства не продлять американскую аренду базы "Манас", ведь это решение лишает Киргизию довольно существенного дохода. Данная база была вечным камнем преткновения и особенно прославилась, когда киргизское руководство взяло деньги на ее ликвидацию у России, а позже продлило американскую аренду, окрестив базу "Центром транзитных перевозок".
Однако, как выясняется, конкретная стоимость аренды трех российских баз тоже не была ключевым вопросом. Торг принес какие-то другие договоренности, поскольку соглашение об аренде было пролонгировано до 2017 года без изменения его условий.
Складывается впечатление, что дело здесь не в стоимости аренды, а в очередной попытке получить какие-то блага за дружбу с Россией.
В таком случае Киргизия не может агрессивно торговаться — она получает слишком большую помощь как от России напрямую, так и в рамках ОДКБ. Кроме того, в последнее время участились публикации о низком инвестиционном климате Киргизии и о том, что иностранные инвесторы разлетаются от "пугала", стоящего над всей киргизской экономикой. Таджикистан, в свою очередь, чувствует себя более свободно. Правда, это связано не с его большей независимостью от российских денег, а с уверенностью, что Россия пойдет на уступки в обмен на лояльность Таджикистана. При этом никто не гарантирует, что эти уступки помешают властям Таджикистана принять на свою территорию контингент того же "Манаса".
Центральная Азия готовится к переменам, понимая, что геополитическая конфигурация региона в ближайшие два года будет меняться и придет к какому-то другому равновесию. Это связано как с ожиданиями от вывода войск из Афганистана, так и с внутренними проблемами региона — водяными войнами, усилением Узбекистана, старением лидеров и нестабильной политической системой Киргизии. Естественно, что баланс между тремя "большими братьями": Россией, Китаем и США — тоже будет меняться. Вот и получается, что текущие нужны не столько для решения по военным базам, сколько для "выбора стороны".
Вы можете оставить свои комментарии здесь