В настоящее время в исламском сегменте российского общества происходит довольно интересный процесс, который будет иметь далеко идущие последствия для всей страны.

Традционно, в России (за исключением Кавказа) все мечети были татарскими: в них работали татарские муллы, проповеди велись только на татарском языке. Однако, за последние два десятилетия, в среде российского мусульманства произошли необычные изменения. Из-за наплыва мигрантов из Средней Азии и Кавказа, в числе посетителей татарских мечетей постоянно растет доля мусульман, не понимающих татарский язык, однако владеющих, хотя бы в минимальной степени, русским языком.

В связи с этим, во многих российских мечетях проповеди частично или в основном ведутся на русском языке. Это влечет за собой необходимость печатания, большими тиражами, переводов Корана и хадисов на русский язык. Возникла и вошла в обиход мусульманская терминология на русском языке (выражения типа "совершать хадж", "делать дуа", "искать Киблу", "произносить Шахаду" и т.д.). Все это значительно облегчило переход некоторых православных россиян в ислам. Этот процесс, несомненно, будет продолжаться и в будущем в связи с тем, что многие россияне в условиях всеобщей моральной деградации вынуждены заняться поисками альтернативной "духовности".

Еще одно следствие "русификации" ислама — появление представителей мусульманского духовенства из числа этнических русских. Пример этого — Вячеслав Али Полосин, бывший калужский протоиерей, перешедший в ислам. По своим взглядам это обычный русский националист-державник, озабоченный, прежде всего, сохранением и укреплением авторитарного российского государства. Для Кремля, ислам — это мощное средство идеологического контроля части российского населения. Когда эту ответственную работу выполняет этнически русский мулла или имам, лишь формально перешедший в ислам, то благонадежность исполнителя этой задачи вызывает меньше сомнений у его хозяев.

Кроме таких, как Полосин, есть еще и Гейдар Джемаль, человек, который по своим взглядам является типичным русским националистом-имперцем. Он умело притворяется набожным мусульманином и регулярно говорит от лица всех своих "единоверцев". Похоже, что оба они своей главной миссией считают обеспечение идеологической поддержки политики Кремля в среде мусульман. Короче, "русификация" ислама ведет к ужесточению и дальнейшему совершенствованию идеологического контроля над россиянами.

Сабиржан Бадретдинов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены