Разумеется, сейчас всех интересует ситуация в Украине, возможность начала полномасштабной войны. И у многих в последние дни появилась надежда, что ситуация как-то более-менее рассосется.
Разумеется, надежду всему прогрессивному человечеству подал тот, кто и вызвал его обеспокоенность, – Владимир Путин. Сначала он отвел войска от украинской границы. Потом попросил Совет Федерации запретить ему вводить войска в Украину.
Означает ли это действительно, что войны не будет, что Путин образумился и можно успокоиться и продолжать так же жить дальше, как мы и жили?
На мой взгляд, нет. Потому что по-прежнему все зависит от одного человека – от Путина. А он в чем-то похож на бывшего президента Украины, Виктора Януковича.
* * *
О психологических особенностях Виктора Януковича я уже писал. О Владимире Путине тоже.
В событиях в Украине именно психологические особенности Януковича сыграли решающую роль. Его трусость и нерешительность каждый раз приводили к тому, что он пугался собственных жестких шагов и отступал. А его патологическая привязанность к власти приводила к тому, что вскоре после этого он опять ожесточался и опять принимал еще более жесткие решения. Тем самым он распалил Майдан, разозлил людей – в то же время, не решаясь окончательно их разогнать.
Конец известен.
Путин, во многом, другой – но в некоторых отношениях очень похож на Януковича. Он тоже закомплексованный, неуверенный в себе и трусливый. И он тоже не представляет себе жизни без власти.
Дело тут не в рациональных соображениях (уйдешь – посадят). Это огромная иррациональная привязанность к тому единственному, что придает иллюзорную важность, значительность ничтожному по сути человеку. Поэтому психологически невозможно такому человеку добровольно отказаться от власти: он всегда цепляется за нее до последнего.
Мало кто догадывается об этом, но деспот – это человек ОЧЕНЬ СЛАБЫЙ И ЗАВИСИМЫЙ. Нормальный человек не нуждается в господстве над людьми. Деспоту же оно совершенно необходимо – как наркоману наркотик.
Причем, его зависимость – тоже как у наркомана – становится тем сильней, чем дольше он находится у власти.
В конце концов, такой человек теряет внутреннюю свободу, теряет контроль над собой.
Это мы видели на примере Януковича.
Янукович сам загнал себя в ловушку, жестко разогнав студентов на Майдане. А затем старательно подливал масла в огонь, то вновь проявляя жестокость, то пугаясь и отступая. Разумеется, он не хотел разжечь Майдан до такой степени – но невольно разжег. И уж тем более не хотел такого конца. Однако сам, своими руками, приблизил его.
Пример Януковича показывает, что такой человек (с одной стороны патологически привязанный к власти, с другой – очень нерешительный, пугливый) очень плохо контролирует себя и не понимает последствий собственных поступков.
Между тем, Путин сейчас оказался почти в таком же положении, как Янукович в начале Майдана. Напав на Украину, аннексировав Крым, он действовал импульсивно (как Янукович, отдавший приказ о жестком разгоне студентов). Он не подумал о последствиях.
Последствия оказались такими: население России в восторге и рукоплещет вождю – но мировому сообществу почему-то это не понравилось.
Путин не предвидел, что будут введены санкции. Они вроде бы совсем не страшные. Но Путин, возможно, боится не самих санкций, а некоторых их внутренних последствий. Путин – не самостоятельный человек и политик, а ставленник определенной группировки, которую условно можно назвать "Кооперативом "Озеро". Это группа бывших гэбистов, ставших миллиардерами и хозяевами России.
Сам Путин, хотя и любит деньги, но не настолько, чтобы сожалеть о потерях от санкций. Для него деньги – все же не главное.
Однако среди его "друзей" могут быть люди, которые чувствуют и думают иначе.
Люди эти зависят от него в гораздо большей степени, чем он от них. И поэтому молчат и на словах его поддерживают.
Однако на самом деле они могут быть очень недовольны им, и он, видимо, догадывается об этом.
Люди эти – гэбисты, а нравы гэбистов ему, тоже гэбисту, хорошо известны.
Итак, Путин попросту струсил – и пошел на попятный.
Но вспомним, как вел себя Янукович. Он тоже несколько раз отступал. Однако это всякий раз заканчивалось еще более жесткими приказами. Многим ведь в разгар Майдана казалось, что вот-вот все рассосется, Янукович уйдет в отставку добровольно – но этого не произошло.
Вот и сейчас, на мой взгляд, само ничего не рассосется.
Путин отступил – но это временное отступление.
Как все бесхарактерные люди, он непоследователен, склонен к колебаниям, не в состоянии придерживаться одного определенного курса.
Его политическое движение, скорее всего, будет напоминать движение корабля, которым управляет неумелый и трусливый капитан. Корабль будет бросать из стороны в сторону.
И следующий его [Путина] импульс (первый был – обида за то, что прогнали "дружбана" Януковича и просто страх перед Майданом; второй – страх последствий, прежде всего, внутренних, агрессии в Украине) будет, скорей всего, другим по направленности. Хотя и тоже вызванным страхом.
Только теперь это будет страх потерять имидж Крутого Парня, который ему исключительно дорог, и страх утратить поддержку населения. Как ни странно, хотя Путин, конечно, глубоко презирает население России – и с полным на то основанием – он, тем не менее, очень нуждается в одобрении, в похвалах, в восхищении. Этим он напоминает закомплексованного подростка, нуждающегося в одобрении взрослых.
Он очень слабый человек – и ему это психологически необходимо.
Отступление с Украины неизбежно должно вызвать разочарование поклонников, а их у Путина – более 80% населения. Терять всенародную любовь такому человеку крайне тяжело. И на это он вряд ли пойдет.
Так что, как мне кажется, мы наблюдаем сейчас не угасание конфликта, а его разжигание – в своеобразной форме. Именно той, которая была свойственна Януковичу при разжигании Майдана. То отступать – то снова наступать. Качели. То туда – то сюда.
Думаю, так же будет вести себя и Путин.
Прав ли я – покажет время.
! Орфография и стилистика автора сохранены