Ходорковский дал понять, что готов стать "кризисным менеджером", и в эпоху после Путина содействовать переходу страны к конституционной реформе, имеющей целью трасформацию российской государственности в демократическую парламентскую республику. 

Ситуация, когда имеющий судимость политэмигрант и бывший политзэк №1, временно, но твердо возглавляет государство, а бывший бессменный правитель отсутствует, обычно называют революцией. Однако и это слово, и очень точный термин Г.К. Каспарова "мирный демонтаж" почему то рассматриваются отечественными службами политического сыска как призывы к экстремизму. Поэтому будем употреблять китайское понятие "эпоха перемен" (сами китайцы считали таковые бедствием, поэтому данное понятие не несет однозначно позитивной коннотации). 

Итак. Путинизму настал естественный конец. Идет эпоха перемен. И здесь сталкиваются по меньшей мере три взаимно противоречивые тенденции. Во избежании хаоса нужно сохранение твердой и авторитетной власти. Необходимо обеспечить восстановление (создание) новой и легитимной государственности. Крайне важно удержать "эпоху перемен" от перерождения в новую олигархию или новую террористическую диктатуру.

Восстановление легитимной государственности - это сложный поэтапный процесс. Сперва демократическое избрание учредительного органа (конституционного собрания, принимающего новую конституцию и новое избирательное законодательство; конституционной ассамблеи, к этим полномочиям дополнительно избирающей главу государства; парламента, с учредительными полномочиями). Затем - на основании новой конституции - формирование новых органов представительной власти. И только потом уже - формирование на основе принятых законов и процедур органов исполнительной и судебной власти. А это годы. Поэтому я предложил бы, чтобы сперва вся полнота власти была бы сосредоточена в некоем органе, представляющем движение, приведшее к эпохе перемен.

Именно такой орган, в качестве носителя новых ценностей и выражающий позиции наиболее активной части гражданского общества, как носитель, если угодно, коллективной харизмы, и должен управлять политическими процессами до завершения полного создания новой конституционной государственности. Одновременно, он будет следить за тем, чтобы свежеиспеченные "чиновники баррикады" не коррумпировались, люстрация не вырождалась в "охоту на ведьм", а новые лидеры избегали соблазнов тирании.

На первом этапе такой высший орган должен иметь неограниченное право принимать указы (декреты) и даже издавать временный конституционный акт, формировать правительство, региональные и местные властные инстанции, временные судебные инстанции. После выборов учредительного собрания полномочия сокращаются. После избрания парламента и нового президента (избираемого всенародно, парламентом или конституционной ассамблеей), и создания нового правительства, этот высший орган вовсе должен сократить свои распорядительные функции, ограничившись лишь руководством процессом люстрации и антикоррупционным контролем.

Вот руководство таким высшим органом общественного движения в эпоху перемен и является идеальной властной позицией для общенационального "кризисного менеджера", организующего политическую жизнь в период конституционной реформы.

Послесловие. Мои предложения по переходному периоду. 

1. Я убежден в принципиальном отличии учредительного (конституционного) собрания от парламента. Поэтому они должны формироваться совершенно различными способами. В учредительное собрание выборы должны быть по спискам - для формирования команд законодателей. При этом список регистрируется только вместе с проектом предлагаемой данным списком конституции (или развернутых тезисов конституции). Члены Учредительного собрания не должны иметь право участвовать в первых по принятой ими конституции выборах (чтобы не писали проект "под себя"), но должны иметь право быть в заявительном порядке (без залога, выдвижения от партии, сбора подписей и проч.) зарегистрированы кандидатами на следующих выборах. К сожалению, я понимаю, что на первых свободных выборах в учредительное собрание демагоги сделают основным вопросом ликвидацию национальных республик. С соответствующей реакцией в них. Вменяемым политикам придется натиск демагогии выдержать.

2. Я убежден, что выборы в общенациональный и региональный парламенты должны проходить в два тура и исключительно по мажоритарной системе. Это принципиально изменит характер партийного политика. Сейчас ориентированная на списки партийная система формирует типаж "винтика партийной машины", полностью зависимого от босса, финансирования и оргресурсов партии. Мажоритарные выборы выковывают сильные личности, умеющие не только ярко выступать, но и создавать локальные коалиции. Проведение выборов в два тура делает создание таких коалиций важнейшим фактором успеха.

3. Специально для тех, кто боится парламентской демократии. Полномочия премьера могут быть не меньшими, чем у всенародно избираемого президента. Например, полномочия премьер-министра Уинстона Черчилля были не меньше полномочий президента Франклина Рузвельта. Тут проблема только в стабильности правительственной коалиции.

Об опасности левацкого популизма ("отнять и поделить"). Как я понимаю, при всех практически вариантах политической трансформации (разумеется, кроме самых катастрофических) и основные медиа-ресурсы, и большая часть обломков бывшей партии власти достанутся крупному капиталу. Сложно себе представить, что заполучив их, сторонники макроэкономической стабильности и святости частной собственности не смогут дать отпора популистам.

Остальные мои соображения по действиям в "эпоху перемен" в приложениях.  

Приложения. 
1. "Взгляд за горизонт" (Окончание моей статьи, написанной весной 2009 года) 
http://www.nationalassembly.info/4829FD5798996/49C90C07AB6B8.html

... При этом ситуация в государстве может быть самой драматической – в виде обвального краха и катастрофического распада. Более мягкий сценарий будет возможен в условиях раскола правящей группы, раскола партии власти. В этом случае политическая борьба будет происходить в форме поэтапного "перетягивания каната". Совсем легкий вариант смены режима произойдет в условиях морального банкротства и политической изоляции правящей группы (но, как уже говорилось, тут платой будет множество неустойчивых и коварных союзников). В случае самого "простого" и благоприятного развития событий для революционной оппозиции, она должна просто заявить, что формирует временный коалиционный кабинет, задача которого провести свободные и честные выборы в парламент или в учредительное собрание, и предпринять антикризисные действия. В случае выборов парламента ему будет поручена также разработка поправок в Конституцию либо разработка временного конституционного акта.

Для соблюдения принципов демократии должно быть обозначено, как это было в Португалии в середине семидесятых, что после так называемых "учредительных выборов" (первые выборы в новый представительный орган высшей власти) места в правительстве будут перераспределены в соответствии с итогами голосования. Естественно, что в случае политической гегемонии народно-революционного движения структура органов переходного периода будет достаточно проста:

• временное (коалиционное, то есть политическое) правительство, 
• временные администрации на региональном и муниципальном уровне,
• новый парламент (либо ассамблея представителей общественных сил с законодательными функциями, работающая до тех пор, пока учредительное собрание не разработало проект (проекты) конституции и избирательное законодательство и на их основе не избран новый парламент).

При этом возможно, что в течение первых нескольких послереволюционных лет параллельно с новыми органами власти и новым парламентом будет существовать аналог "стражей исламской революции в Иране" — некий Высший революционный комитет (или Совет народной бдительности) с полномочиями:

• накладывать вето на любое административное решение или закон, 
• законодательной инициативы, 
• снятия с выборов любой политической силы или кандидата, наносящих гибельный вред революции.

В том случае, если смена власти будет происходить эволюционно, при "договорной" передаче власти или ее перераспределения, структура органов переходного периода будет выглядеть значительно сложнее, поскольку включит в себя систему институтов, в рамках политического компромисса, гарантирующих старой элите или частям госаппарата достаточное влияние на переходный период. Именно в такой ситуации возникает раздвоение исполнительной власти, которая делится между временным политическим органом (его можно назвать Комитет национального спасения), или временной администрацией, и временным беспартийным правительством специалистов (так называемое Техническое правительство).

В случае раздела власти (типа польского исторического компромисса 1989 года – "президент наш, премьер ваш"), очевидно, будет создана (как это сделано сейчас при переговорах между ФАТХ и ХАМАС в Палестине) еще более сложная властная конструкция, предусматривающая создание:

• коалиционного правительства или антикризисного правительства (кабинет специалистов); 
• общенационального круглого стола;
• системы созданных круглым столом комитетов: по законодательной реформе, по подготовке выборов, по политической реформе…

Если оплотом старого аппарата становится президент, готовый идти на компромисс с народно-революционными силами, то правительство (либо его часть) становится вторым, революционным, полюсом власти. В этом случае правительство является политическим органом, носит коалиционный характер. Если оплотом народно-революционных сил становится новый президент, готовый идти на компромисс со старым аппаратом, то правительство автоматически превращается в оплот консервативных сил. Поэтому революционеры будут стремиться свести его к функциям только и исключительно антикризисного кабинета специалистов. Функции этого правительства будут заключаться лишь в работе по обеспечению жизнедеятельности страны, поддержанию закона и порядка, а также гарантировать равные условия для всех субъектов (акторов) политического процесса.

Очень важно отметить, что в условиях революционного кризиса, а тем более в условиях утраты монополии на власть, партия власти неминуемо расколется. Поэтому планы нынешних радикалов запретить ее участие в выборах – нелепы.

В обстановке распада режима народно-революционное движение должно будет заявить, что оно готово войти в состав широкой антидиктаторской коалиции и коалиционного правительства национального спасения.

В ситуации, когда возможно соблюдение правил игры, оппозиция должна настаивать на том, чтобы создавались новые органы власти и проводилось изменение государственного устройства и правовой системы страны только в результате деятельности общенационального круглого стола с участием всех реальных общественно-политических сил.

Разумеется, оппозиция должна быть готова предложить кандидатуры уважаемых высококвалифицированных специалистов в состав антикризисного правительства, выдвинуть свои предложения по законодательным изменениям и политической реформе, а также по антикризисным мерам.

Очень важно, чтобы при переговорах с властями оппозиция четко выдвинула предварительные условия, без выполнения которых говорить о переходе к демократии просто смешно. Это, прежде всего:
• немедленное освобождение всех политических заключенных, 
• прекращение политического сыска и преследования оппозиции, 
• отмена цензуры и предоставление оппозиции доступа к общефедеральным СМИ,
• гарантия свободы митингов и собраний, 
• уведомительная регистрация общественных и политических организаций и партий.

2. Моя статья от июня 2011 года "Если б я был..."

Одесский анекдот:

- Хаим, чтоб ты делал, если бы был русский цар?

- Ой, если бы я был цар, так я бы жил лучше, чем цар!

- Чем русский цар?

- Да, днем я бы был себе цар, а ночью еще немножко шил...

Плох тот оппозиционер, который не мечтает стать властью. Наблюдая распад и гниение заживо отечественного социума, я иногда позволяю себе фантазировать о том, какие декреты я бы издал, придя к абсолютной власти. Обычно я это формулирую так: когда я приду к власти, я буду сажать за популизм хуже, чем за педофилию (ибо проклят совративший и одного из малый сих… лучше бы ему быть утопленным с жерновом на шее в глубине морской (Мтф., 18:6). Иногда, когда речь заходит об оргиастических проявлениях молодежного патриотизма, я уточняю, что к политическим педофилам также надо применять химическую кастрацию… голосовых связок.

Но если серьезно, вот перечень мер, экстренного принятия которых я бы добивался, оказавшись в руководстве свободной России. Я понимаю, что некоторые вещи уже произошли: освобождены политзаключенные, зарегистрированы все партии, объявлены новые выборы… Меня заботят те институциональные изменения, создающие ростки цивилизованной демократии, о которых часто забывают в горячке революционных событий.

Первое. Защита и восстановления права. Россия заявляет, что поскольку революционный период требует определенного ограничения прав и свобод, вытекающих из членства в Совете Европы, то она приостанавливает его, заявляя, что по-прежнему признает все решения Страсбургского суда. Одновременно учреждается Высший Всероссийский Суд Справедливости (ВВСС). Все граждане России, обратившиеся когда-либо в Евросуд, получают право направить копии своих обращений в ВВСС. После исчерпывания этих дел, начинается рассмотрение надзорных жалоб на отказ Верховного Суда.

Новый Суд Справедливости работает как высшая надзорная инстанция, по регламенту Европейского суда и на основе его практики. Судьями ВВСС становятся адвокаты, имеющие не меньше 7 лет стажа, призываемые военкоматами на срок не менее полугода, с выплатой жалования по ставке федерального судьи с прибавками как военнослужащим.

Все судьи, которые, согласно вердикту Суда Справедливости, незаконно осудили к лишению свободы либо по незаконным решениям которых люди были лишены жизненно необходимого имущества, а также одобрившие антиконституционные решения властей по ограничениям прав и свобод, и судьи, утвердившие таковые приговоры и решения в аппеляционном, кассационном и надзорном порядке - увольняются и подлежат люстрации. Освобождение от люстрации получают те, кто явится с повинной и заявит о вынесенных им незаконных решениях.

Новые судейские вакансии на переходный период могут занимать только юристы, имеющие адвокатский стаж не менее 5 лет – для районных судов и 7 лет – субъекта федерации и Верховного суда.

Второе. Искоренение коррупции. Поэтапно отказавшись от идей временного возвращения публичной смертной казни и даже публичного телесного наказания, я все-таки остановился на идее позорного столба. Вот стоит чиновник у районной Управы у позорного столба, на груди его табличка: "я – коррупционер и разорил честного предпринимателя, который отказывался платить взятки". У следственного отдела у столба -майор юстиции: "я – сфабриковал уголовные дела против 5 невиновных людей"; у суда: "я по указанию свыше выносил незаконные приговоры, трое осужденных мною невинных людей умерли в заключении"… Список легко продолжить.

Вся собственность семей госслужащих, превышающая на 10 процентов их совокупный легальный доход, – конфискуется.

Третье. Социальная солидарность. Вместо увеличения обложения доходов в качестве основного средства борьбы с бедностью становятся драконовские налоги на роскошь (если "папик" оплатит стопроцентный налог, даря своей подружке "лучших друзей девушек", то она будет ему еще более благодарна, а много графита таскать тяжело). Роскошью считается и обладание необитаемым жильем (необитаемым считается то, где три месяца подряд расходы воды и электроэнергии составляют не более одной четверти средней нормы потребления – зато это даст огромный стимул к сдаче в наем квартир и загородных коттеджей). Роскошью также считается наем иностранцев, кроме граждан стран СНГ, для работ в сфере сервиса.

Четвертое. Защита ранимых мозгов и юных душ. В закон о рекламе вводится категорический запрет на применение специальных визуальных и языковых средств, нацеленных на привлечение клиентов путем воздействия на их эмоциональную сферу, на обращение к подсознанию (сок надо покупать не "за доброту", а за наличие широкого спектра витаминов и отсутствие химических красителей).

Принимается закон о политической рекламе с аналогичным запретом по отношению к политическим программным документам и предвыборным текстам (нельзя будет сулить – мы спасем или обновим страну, только: на сколько надо повысить импортные пошлины, на сколько снизить налоги, какие примем законы, какие инфраструктурные проекты реализуем…). Данная мера защитит наше, к сожалению гипервнушаемое, население.

Категорический запрет на привлечение в политическую и предвыборную деятельность молодежи до 25 лет, ибо из заносящих хвосты за боссами юных политических клерков вырастают законченные политические бастарды. Исключения только два: а) возмездное привлечение (при оплате по ставкам рекламных агентов) для распространения агитационных материалов; б) разрешается безвозмездное участие в деятельности организаций внепарламентской оппозиции, в том числе, прибегающих к акциям гражданского неповиновения.

Пятое.Защита честности в политике. Любой публичный политический деятель, открыто и сознательно солгавший, в том числе и глава государства, должен либо подать в отставку, либо получить прощение от органа представительной власти, объяснив, что либо был введен в заблуждение коллегами или подчиненными, либо действовал из высших соображений (стремление освободить заложников, предотвратить вооруженных конфликт…). Преднамеренное введение в заблуждение политиков и высших должностных лиц путем предоставления им умышленно искаженной или сфальсифицированной информации должна караться как попытка государственной измены в форме корыстного манипулирования государством.

Евгений Ихлов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter