Вообще-то, здесь нет ничего удивительного. Идет война. Я говорю не о войне на Украине, и не о войне с Украиной и не о войне за Украину – кто как ее видит. Я говорю о вечной войне между добром и злом, которая сегодня из относительно холодной становится всё более горячей.

А на войне как? На войне есть свои и есть враг. И никакой середины. И ни о чем не надо думать. Мы хорошие, враг плохой и его нужно уничтожить. Это аксиомы. И вся логика. Без правил вывода. Мир воспринимается через прицел. И даже не трехлинейно, а однолинейно. Черное и белое.

Такое восприятие действительности мы и наблюдаем сегодня. Вот, те же девочки из Оренбурга. Что из себя представляет их танец? Проявление свободы творчества? Важную весть граду и миру, вроде панк-молебна в ХХС? Сатиру на опошление георгиевской ленты? Да, нет – не похоже. Ничего этого там нет. А что есть? В лучшем случае – детская выходка. По стиранию грани допустимого и недопустимого в культурном пространстве. Вроде прилюдного оправления актрисой нужды на сцене. Казалось бы, и оценка должна быть у такого действия не слишком восторженная. Это "ж-ж-ж" не делает нашу жизнь лучше. Но вмешались правоохранители, и проказницы превращаются в жертв режима и объект сочувствия всей прогрессивной общественности. Враг моего врага – мой друг. Логика войны.

Такая же логика и в восприятии истории – и близкой, и далекой. Она даже не просто мифотворческая, когда миф заменяет знание и работает фильтром по отношению к любой новой информации: всё, что не укладывается в миф, либо отбрасывается как выдумка, либо насильственно трансформируется, чтобы ее можно было запихать в миф. Так, значительная часть нашей интеллигенции живет в мифе о прекрасной царской России, а другая часть – в мифе об антипрекрасной, исчадной советской России. Кого-то накрыл миф о тождественности фашизма и советского коммунизма и другие антимифы ("анти" по отношению к мифам о сказочном советском времени с его мудрым вождем Сталиным).

Происхождение всех этих мифов одинаково: выдирается один факт, одна черточка прошлого и раздувается так, что ни для чего другого не остается места. А в результате объемная картинка вытягивается в линию, где один полюс – "замечательно", а другой – "ужасно".

Мой миф – антимиф по отношению к мифу моего врага. Если он славит советское прошлое, я буду его ругать. Если он ругает Запад, я буду его славить. Если ему нравится День Святого Валентина, то мне должен нравиться День Петра и Февронии.

Когда-то советская интеллигенция уже побывала в этой ловушке. Но ничему не не научилась.

На войне однолинейное мышление естественно: здесь нужно не рассуждать, а стрелять. Но, когда речь заходит о строительстве, однолинейность контрпродуктивна. Строить так нельзя. Нельзя кидать в котлован под фундамент что попало только потому, что оно твердое, и громоздить стены из чего попало лишь бы было красным, как кирпич. Нельзя считать плохим всё, что сделано плохим человеком, или, хуже того – даже не сделано плохим человеком, а ассоциируется с именем плохого человека. Как нельзя считать ложью всё, что говорится даже заправским лжецом. В частности потому, что умение лгать как раз и построено на замешивании правды с ложью, причем часто – в такой пропорции, что правда преобладает: самая убедительная ложь – когда в гору правды внедряется один маленький ложный посыл. Такие лживые здания, стоящие на правдивом фундаменте, особенно прочны.

Умение дифференцированно воспринимать реальность, умение искусно отделять правду от неправды – важнейшее умение для того, кто собирается не только ломать, но и строить. И именно этого умения нам не хватает.

Но не только. В неменьшем дефиците у нас умение отличать главное от неглавного. Раздувание случайно выдернутой черточки шаржирует восприятие действительности. И делает его тем менее адекватным, чем менее важна эта выхваченная черточка в ряду других черт явления. Так очень легко переложить свою ответственность на другого, или выдумать себе врага и начать с этим воображаемым врагом бороться. И здесь неважно, кто этот враг – либерасты, пиндосы, портянки, жидобендеровцы, вата, москали или кто-то еще.

Сегодня мы отчетливо видим тех, кто выступает на стороне зла. И мечтаем их, этот оплот зла скинуть. Это понятно. Это естественно. Логика войны.

Но мы совсем не даем себе труда думать о том, что построить на месте скинутого. Мы и вопроса как такового здесь не видим. И тем самым обрекаем себя снова оказаться в той же яме, из которой мы еще даже и не начали выбираться.

Александр Зеличенко

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены