Российская политика все больше напоминает итальянскую комедию дель арте с ее гротескными персонажами, которые уже одним своим выходом на сцену должны вызывать определенные эмоции.

В роли Бригеллы вот уже 15 лет выступает Владимир Путин. В роли Пьеро — Дмитрий Медведев. Описание амплуа Бригеллы: "ловкий и изворотливый, часто вороватый слуга, развязный с женщинами, наглый, храбрый с трусами, но услужливый перед сильными, Бригелла зол и безжалостен. От актера, играющего эту маску, требуется умение играть на гитаре и владеть элементарными акробатическими трюками".

На протяжении 15 лет из Бригеллы-Путина, мелкого клерка, носившего портфель за Собчаком, делали супермена и гения, титана мысли и величайшего героя российской, да что там российской, мировой истории. На создание культа Путина все 15 лет работала вся мощь российской пропаганды, и сегодня этот культ достиг размера культа личности Сталина. Логика и психология Бригеллы-Путина, ловкого и злобного слуги, волею случая оказавшегося на вершине абсолютной власти, вот уже 15 лет определяет внешнюю и внутреннюю политику огромной страны.

Недосягаемая мечта ведущих российских пропагандистов — занять в пространстве культа Путина ту нишу, которую в культе Гитлера занимала Лени Рифеншталь и ее фильм "Воля к власти". За эту нишу идет отчаянная конкуренция. В последнее время конкуренция обострилась. Сначала лидерство захватил Андрей Кондрашов, снявший игровой фильм "Крым. Путь на Родину" с Путиным в главной роли, где Путин фактически дает показания, что именно он лично руководил захватом Крыма. Затем Сергей Брилев берет у вождя обширное интервью, но по масштабу это полотно не дотягивает до кондрашевского изделия. И вот в борьбу вступает один из королей этого цеха, Владимир Соловьев, вот уже неделю неистово рекламирующий свой фильм с незатейливым названием "Президент".

В "Известиях" от 23.04.2015 опубликовано обширное интервью Владимира Соловьева, записанное сотрудницей "Известий" Анастасией Кашеваровой. В интервью Соловьев рассказывает о своих ощущениях, которые он испытывал, когда брал интервью у Путина. Это новый жанр в российских медиа. Брать интервью у интервьюера.
Немного напоминает эффект многократного эха, когда звук, отражаясь от нескольких поверхностей, порождает череду следующих друг за другом откликов. Собственно по этому принципу и устроена сегодня Россия. Говорит один, все остальные транслируют и комментируют. Потом другие транслируют и комментируют комментаторов. Остается дождаться, когда кто-нибудь возьмет интервью у Анастасии Кашеваровой о том, какие чувства и мысли приходили в ее голову, когда она брала интервью у Соловьева, который делился с ней своими чувствами и мыслями по поводу интервью с Путиным.

Впрочем, у нас есть возможность припасть к первоисточнику, к Владимиру Соловьеву, мысли и чувства которого отличает чрезвычайная восторженность и истовость. Оценивая и сам собственный фильм и его главного героя, Соловьев не скупится на комплименты: "Фильм забирает с первой секунды, и ты погружаешься в атмосферу истории. Мы шли не путем реконструкции, мы не пытались поиграть в историю". В последней фразе содержится здоровенная шпилька в адрес основного конкурента на место Лени Рифеншталь, Андрея Кондрашова, который включил Путина в игровой фильм о Крыме.

"Путину очень важно чувствовать людей. Он не может им врать", — сообщает Соловьев. И продолжает: "С Путиным, когда говоришь, чувствуешь, что человек обаятельный... Для него очень важны человеческие жизни". Тут как-то некстати вспоминается знаменитая путинская улыбочка, с которой он ответил на вопрос о том, что случилось с подводной лодкой "Курск". — "Она утонула", — тонко пошутил Путин.

А Соловьев тем временем продолжает заливаться, многократно повторяя одну и ту же льстивую трель: "У Путина есть бережное отношение и к людям и к стране. У Путина к человеческой жизни очень бережное отношение". Это бережное отношение можно было хорошо почувствовать в том же фильме о Крыме, когда Путин сообщил, что ради "восстановления исторической справедливости" готов был развязать ядерную войну.

В комедии дель арте Бригелле нужен кто-то совершенно ничтожный, на чьем фоне была бы видна его, Бригеллы, ловкость и удачливость. Иногда это бывает глуповатый Арлекин, но гораздо лучше на эту роль подходит абсолютное пустое место, мямля, человек, не способный совершать какие-либо поступки, одним словом — Пьеро.

Роль Пьеро в российской политике прочно занял Дмитрий Медведев, человек, который даже на посту президента страны, обладая чудовищной концентрацией власти, не смог создать даже подобие своей команды, не говоря уже о каких-то шагах во внутренней и внешней политике.

Если на культ Путина работают все федеральные телеканалы, радиостанции, газеты и журналы, то по отношению к Медведеву стараются, либо вести себя нейтрально, либо отворачиваются, с трудом скрывая смех.

На минувшей неделе Дмитрий Медведев выступил с отчетом перед депутатами Государственной думы. Даже федеральные каналы и другие кремлевские СМИ не смогли сделать репортаж об этом событии так, чтобы оно вызывало что-либо, кроме насмешек. Лидер ЛДПР, известный шут по фамилии Ж. попытался накормить Медведева импортной грушей, предупредив, что в ней, в груше, содержится запредельная концентрация нитратов. Невольно возникает вопрос: на каком расстоянии от Путина этого Ж. уложили бы на пол граждане в сером, если бы лидер ЛДПР вдруг сошел с ума и решился бы к нему приблизиться без разрешения. Впрочем, Ж. хоть и шут, но хорошо знает, с кем можно шутить, а с кем этого делать не следует. Поэтому он так долго на российской политической арене.

В некоторых частях своей речи Медведев, казалось, просто пародирует российские юмористические передачи. Вот, например: "Мы выстоим. Мы победим. Потому что мы представляем лучшую страну в мире — Российскую Федерацию". В этот момент было полное впечатление, что на думской трибуне вместо премьера Дмитрия Медведева стоит комедийный шоумен Михаил Галустян.

Ведь это его потешно-напыщенную физиономию показывают в заставке к юмористической передаче "Нашараша", когда произносится вот этот закадровый текст: "Мы живем в лучшей стране на свете, и другие страны завидуют нам". И текстуальное сходство, равно как и внешнее и внутреннее родство персонажей, доходило до уровня тождественного смешения. Причем, было непонятно, кто кого пародирует.

Пьеро в роли премьер-министра России был смешон и жалок одновременно. "Потери от санкций составили 25 миллиардов долларов. В текущем году этот ущерб может увеличиться в несколько раз. Если внешнее давление будет усиливаться, а нефть будет оставаться дешевой, нам предстоит жить в другой экономической реальности", — туманно пообещал Медведев-Пьеро.

И вновь пафосное: "Для многих возвращение Крыма стало восстановлением исторической справедливости, которая по силе и значению сравнима с падением Берлинской стены и объединением Германии, или с возвратом Китаю Гонконга и Макао".

Неловко в сотый раз комментировать юридическую нелепость сравнения аннексии Крыма с объединением Германии и переходом Гонконга под юрисдикцию Китая. В первом случае — международное преступление, послужившее одним из оснований изоляции России, в других случаях — признанные международным сообществом акты. Стоит кроме юридической несопоставимости этих событий отметить их разные социально-экономические последствия. Германия после объединения стала самой мощной страной Европы и по сути держит на своих плечах ее экономику. Китай, получивший благодаря Гонконгу окно в мир инвестиций, современных технологий и культуры ведения бизнеса, стал второй, а по некоторым позициям и первой экономикой мира. Россия же усилиями своего вождя стремится в "другую экономическую реальность", очертания которой, судя по всему, выглядят устрашающе. Так бывает, когда страной руководят персонажи комедии дель арте.

Игорь Александрович Яковенко

Blogspot.ru

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter