"Сегодня 100 лет геноциду армян в Османской Турции. Моя прабабушка потеряла всех своих близких и чудом осталась жива, ей было всего 5 лет. Но даже пятилетняя девочка каждый год с содроганием вспоминала этот день! Зло не имеет срока давности, не принятие Турцией геноцида, не вычеркнут из памяти людей все страшные события и зверство которое происходило в тот черный день календаря. Господи, упокой души всех погибших!!!"
Arik Pogossian Gardmann:
"100 лет назад мой прадед по отцу, будучи старостой своей деревни, вышел поговорить с турецкими бандитами, которые собирались напасть на село. Его тут же зарезали посреди улицы и оставили там лежать. Его тело продолжало лежать еще два дня, пока брат моего прадеда по матери не вернулся тайком и не похоронил его тело. С тех пор две семьи породнились.
Моего прадеда по матери, убили курды, когда он бежал вместе с товарищами из турецкого плена (он был российский офицер). Семью моей бабушки по отцу вырезали вместе со всем их селом . Бабушка спаслась, ее укрыла турецкая семья, у них она прожила 6 лет, спасибо им за это. До конца жизни она не ела свинину.
Сегодня всех невинно убиенных в годы Великого Геноцида канонизируют.
Мы помним. Кто-то отрицает…"
Армина Багдасарян приводит плакат, поясняющий символику Дня памяти геноцида:
Алексей Навальный:
"Могу поспорить, что 90% читающих этот текст знают о геноциде армян не больше, чем я знал о нём неделю назад: ну жили в Турции армяне, их поубивали. Массовая резня, не первая и, увы, не последняя в истории человечества. Сейчас турки отказываются признать это геноцидом, а армяне по всему миру проталкивают законы о его признании. Спор их понятен, но такой движ спустя сто лет выглядит странным.
А когда начинаешь читать свидетельства и смотреть документы/фотографии — кровь стынет в жилах и понятно из-за чего движ.
Очень правильная инвестиция в будущее человечества, которую сегодня может сделать каждый из нас — потратить немного своего времени и почитать о геноциде армян.
Сегодня много хороших статей вышло. Я очень рекомендую выпуск НьюТаймз, посвященный этой теме (все материалы в бесплатном доступе), в частности статью "Великое злодеяние". В Коммерсанте хорошая "История геноцида армян, рассказанная его организаторами и очевидцами". Ну и статью в Википедии будет не лишним почитать.
Чем больше знаем, чем больше помним, тем меньше ошибок сделаем в будущем".
Антон Красовский:
"Я русский. И я в ответе за другое. За наколотых на штыки царевен, за сброшенную в шахту великую княгиню, за философские пароходы и кронштадтский лед, за иприт под Тамбовом, за крыс в Лубянских подвалах. Я русский, и вы — русские — в ответе за тысячи погибших в эшелонах чеченцев и крымских татар, за волжских немцев, за бывших, за кулаков. За миллионы уничтоженных русских. Таких же русских, как вы и я.
Президент заявил тут, что сравнивать Сталина с Гитлером нельзя. Гитлер — мол — уничтожал евреев, а Сталин-то кого? Ну выслал пару вайнахов в степь, ну делов-то. Так же сейчас говорят турки. Разве ж это геноцид? Это так, — ерунда. Времена были такие, а армяне эти — жулики, вы ж знаете. Весь мир под себя подгребли и поддельные костюмы Armani в Эребуни отшивают…
Мы никогда не признавали своей вины. Персональной ответственности каждого из нас, каждой нашей семьи в том, что творилось в России в ХХ веке. Каждый из нас чувствовал себя пострадавшим, но не виновным. Чудом уцелевшие потомки дворян плевали на то, что их предки столетиями секли по амбарам крепостных. Потомки погибших в 1937-м революционеров забывали, что именно их героические деды травили газом поволжские восстания…
Покаяние — главное, наверно, что движет нацию вперед. Что позволяет расстаться с прошлым. Что останавливает человека вот от этого страшного желания — взять топор и зарубить другого человека.
Я гляжу сейчас на старые снимки. Красивые или не очень женщины и мужчины. Свадебный шелк, надменно искривленная бровь, смешной декоративный фон фотографической мастерской. А потом они же в куче. Сотни изуродованных тел. Месиво. А рядом улыбающиеся подростки в фесках. И вот они — сквозь эти 100 лет — смотрят на нас из групп ВКонтакте, из этих сообщений Лене Климовой, из репортажей с нашистских парадов.
Когда им позволят, они возьмут топор и зарубят меня. И вас.
А им позволят.
Потому что Сталин — это другое".
Пирбай Гаджимагомедов:
"Хотим жить в мире без войн, геноцидов и любых проявлений жестокости к людям, особенно к тем, которые не могут себя обезопасить от нападок варваров 21 века".
Нарек Авакян:
"Геноцид — это самое страшное событие, которое может случиться в истории любого народа и это большая трагедия. В истории моего народа такое случилось, и очень печально и больно видеть, что вместо искренних соболезнований вокруг слышно различного рода спекуляции и оправдания подобных деяний. Очень надеюсь, что рано или поздно все поймут — человеческое горе нельзя никак поделить и спекулировать на этом, и подобные печальные события в истории лучше всегда признавать и посочувствовать, чем постоянно искать какие-то отговорки и оправдания".
Сабиржан Бадретдинов:
"Похоже, что турецкое руководство боится, что после признания геноцида армян во время Первой мировой, Турции пришлось бы столкнуться с требованиями выплат многомиллионных компенсаций семьям и потомкам погибших. Иначе непонятно, зачем так упорствовать в отрицании того, что уже доказано".
Егор Седов:
"Германия признает другой (и гораздо более близкий по времени) геноцид. Немцы об этом помнят. И что, сегодня они — неуважаемая нация? Или все ровно наоборот?"
Блогер Акинари Симамура:
"Внушительная часть турецкой интеллектуальной элиты еще в 2008 году сделала свой выбор:
"Моя совесть не может примириться с тем, что Великая катастрофа, которой подверглись армяне Османской империи в 1915 году, сталкивается с безразличием и отрицанием. Я не могу смириться с такой несправедливостью. Я сочувствую переживаниям и горю своих армянских братьев и сестёр, и прошу у них прощения".
Хочется думать, что это и есть настоящее лицо Турции".
Андрей Волна:
"Я знаю, что геноцид был.
Я знаю, что это не один день, я знаю, что продолжался геноцид годы.
Я знаю, что это не просто эпизоды Первой мировой войны. Когда речь идет о сознательном уничтожении миллионов стариков, женщин, детей, я знаю, как это называется.
Я знаю — это геноцид.
Нет, я не осуждаю турок, доселе не признавших этот ужас.
Я не осуждаю турок, так как не имею морального права. После того, что моя страна учинила с собственным народом (народами), и не покаялась — я не имею на это права.
Я не осуждаю турок, так как после (нет, не после, на фоне) Украины и Крыма я не имею на это права. Мне стыдно.
Армяне! Я уверен, что признание геноцида придет. Ибо невозможно бесконечно отрицать гибель миллионов. Хотя бы потому, что в этом случае поколения и годы не стирают и боль утраты. И желание справедливости. И память о невинно убиенных.
Придет признание. Без признания невозможно покаяние. Следом придет и покаяние.
Армяне! Вы ведь умеете ждать? Умеете. Умеете ждать, потому, что умеете помнить. И помнить — это не обязательно ненавидеть. Вы это знаете, армяне. Поэтому вы — дождетесь.
И миллионы канонизированных святых помогут в этом. Вам помогут. И нам помогут.
Спасибо вам, армяне, за то, что помните. Спасибо вам, армяне, за то, что вы верите.
Спасибо вам за то, что вы есть".
Артур Горигян:
"Сегодня, 24 апреля, день большой скорби для моего народа. Геноцид, унесший более 1500000 жизней ни в чём не повинных мирных жителей, оставил глубокие шрамы на теле Армении и сегодня, как никогда, важно, чтобы факт этого был принят. Об этой трагедии я впервые услышал от своей мамы. Мои бабушка и дедушка жили в Карсе и во время этих событий Вынуждены были оставить свой дом и эмигрировать. Сейчас во всём мире происходят столкновения на религиозной почве и мало кто из этих фанатиков понимает, что в любом священном писании и религии есть слова "ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО…" Лично для меня всегда было неважно какой национальности и вероисповедания человек. Важнее чистота его души и помыслов. Его отношение к окружающему миру и людям.
Историю нельзя забывать, ее не переделать, но еще важнее, чтобы люди не повторяли тех ошибок и жили в мире друг с другом…"
Ака Карапетян:
"100 лет армянский народ скорбит по погибшим в 1915 г. Сто лет, из года в года, мой народ переживает и воскрешает в памяти те деяния, которые невозможно вычеркнуть, удалить или забыть. Память по погибшим безвинным людям в душе каждого армянина впитана с молоком матери, скорбь передается из поколения в поколение. В день столетия ГЕНОЦИДА АРМЯН хочется обратиться ко всему человечеству — Жизнь прекрасна во всех ее проявлениях. Нет места в мире подобным действиям. Пусть место жестоких испытаний займет мир и благополучие".
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter