Речь перед студентами-выпускниками Сент-Луисского университета1 , произнесенная Гарри Каспаровым 16 мая 2015 года, в день присуждения ему звания почетного доктора права.

Благодарю всех, и прежде всего президента университета Фреда Пестелло, пригласившего меня на эту церемонию, дебютную для нас обоих.

Для меня большая честь обратиться ко всем вам и получить звание почетного доктора университета Сент-Луиса.

Это особенно почетно, учитывая, что сегодня здесь присутствуют еще два лауреата — Анита Лионс Бонд2 и Джин Кранц3. Трудно найти лучшие образцы силы духа, смелости и верности своей мечте! И спасибо Рексу Синкфилду4 за столь лестное представление. Однако он упустил одну важную деталь моей биографии: я родился на Глубоком Юге5, рядом с Джорджией… Точнее, на самом юге Советского Союза, у Каспийского моря — в Баку, в Азербайджане, рядом с Республикой Грузией6. Надеюсь, вы понимаете мой южный акцент!

Надеюсь также, что вы читали об СССР в книгах по истории. Это странное чувство — осознавать, что страна, в которой я родился, прекратила существование в 1991 году, когда многие из вас еще не появились на свет. Что значит родиться и вырасти в тоталитарном государстве, всегда очень сложно объяснить тем, кто от рождения пользуются плодами свободы и демократии. Представьте себя единственным ребенком в округе, в доме которого нет ни интернета, ни телевизора, а ваши родители постоянно твердят о том, как вам повезло не иметь таких вещей.

В последние годы я часто бываю в Сент-Луисе, ибо этот город стал поистине мировой столицей шахмат, играя ведущую роль в разработке образовательных шахматных программ и проведении соревнований высшего уровня. На самом деле — это возрождение старой традиции. Напомню, что в далеком 1886 году в Сент-Луисе игралась часть первого официального матча за титул чемпиона мира по шахматам. Это большое удовольствие — оказаться сегодня здесь по особому случаю и, наконец, выяснить, кто же такой Billiken7!

Когда я был маленьким и рос в Баку, моя мама говорила мне, что когда-нибудь я могу стать чемпионом мира по шахматам. Не знаю, верил ли ей кто-то еще, но я ей поверил. Годы спустя спортивные руководители Советского Союза поведали мне, что я неблагонадежен и никогда не стану чемпионом мира по шахматам. Но в 1985 году я все-таки стал чемпионом мира, и в этом мне помог первый важный урок, которым я хочу сегодня поделиться с вами: слушайте маму!

Шесть лет спустя Советский Союз и все его спортивные власти перестали существовать, а моя мама продолжала помогать мне в штурме новых вершин. И сегодня она по-прежнему верит в меня и всё так же печется о моем рационе. Когда кто-то поддерживает в вас веру в себя, это, конечно, помогает.

Выбрать свой путь можете только вы сами — и только вы сами можете заставить себя его пройти. Но надо прислушиваться к тем, кто в вас верит, и принимать их любовь и поддержку.

Нередко они напоминают вам о более амбициозных целях, чем те, которые вы ставите сами, особенно в молодости. Я абсолютно уверен, что если вы сделаете всё, на что, как считают ваши мамы, вы способны, то это будет самый успешный выпускной курс в мировой истории!

А достижения тех из вас, кто в юном возрасте потерял кого-то из родителей, как я в семь лет потерял отца, свидетельствуют об особой силе вашего характера. Ведь характер формируется не только под влиянием ближних, но и в их отсутствие.

Кстати, как только у нас всё завершится, я поспешу в Нью-Йорк к моей старшей дочери Полине, на такую же церемонию окончания университета. Так что поздравляю всех моих коллег — родителей выпускников. Молодцы, родители! Мы сделали это!

Когда в 1985 году я стал чемпионом мира, мне было 22 года, и это был лучший день в моей жизни. Представляю, что чувствуют сегодня многие из вас! Вы молоды, вы сильны, и перед вами есть жизненная цель.

В тот день, 10 ноября 1985 года, стоя на сцене с лавровым венком и медалью, я был самым счастливым человеком на свете, но затем произошло нечто странное. Ко мне подошла Рона Петросян, вдова чемпиона мира по шахматам 60-х годов, Тиграна Петросяна. Я ожидал теплых поздравлений, но ход ее мыслей был иным. "Молодой человек, — сказала она, — мне вас искренне жаль". Что? Жалеть меня?! Самого молодого чемпиона мира в истории, в день триумфа? "Мне жаль вас, — пояснила она, — потому что ваш самый счастливый день уже позади!"

Эти слова меня ошеломили: а вдруг это правда? И хотя в тот праздничный день я больше о них не думал, потом они часто приходили мне на ум, и постепенно я пришел к выводу, что Рона Яковлевна Петросян дала мне новую жизненную цель: доказать, что она не права!

Теперь я понимаю, что в тот день она сделала мне подарок, и хочу передать этот подарок вам. Самый счастливый день вашей жизни пройдет сегодня? Или у вас уже есть новая мечта, новая цель, новый план? Окончание университета — это ваш старт в будущее, но не только в ваше будущее! Мало кто думает, что сможет изменить ход истории, но в некотором смысле вы обречены это сделать. Это вам решать, будете ли вы менять мир сами — или же он изменится без вас.

Слушая новости, видя множество проблем и кризисов, с которыми мир сталкивается сегодня, легко стать пессимистом. Рекордно высокого уровня достигло неравенство, неоднозначно влияние на нашу жизнь новых технологий, страшны угрозы насилия со стороны террористов и диктатур. Однако, много анализируя и обсуждая эти непростые вопросы, я сохраняю оптимизм. Ибо считаю, что

мы в силах изменить положение вещей. Мы не беспомощные наблюдатели экономических циклов или витков истории. Мы можем принять меры, чтобы изменить ход событий в мире. Вы, вы все на это способны! Вместо того чтобы пассивно следить за быстрым течением времени, мы можем думать о более насущном, изобретать что-то новое и рисковать — только так мы сможем решить эти проблемы.

Мечтать изменить мир — значит быть готовым к риску, самопожертвованию, провалам и новым попыткам. Когда десять лет назад я ушел из профессиональных шахмат и примкнул к демократическому движению в России, многие люди подумали, что я сумасшедший. И некоторые из них так мне и сказали! Ведь я всё еще оставался сильнейшим шахматистом мира, а сражаться против диктатуры Владимира Путина было неизмеримо труднее, чем на черно-белых полях шахматной доски. Конечно, я это понимал. В шахматах есть фиксированные правила и непредсказуемый результат. А в путинской России всё ровно наоборот — непредсказуемые правила и фиксированный результат.

Я решился на этот ответственный шаг, когда понял, что моя собственная мечта была не только о достижениях в шахматах, но и о постоянных изменениях мира к лучшему. В мире профессиональных шахмат я сделал всё, что мог, — от матчей на первенство мира до сражений против суперкомпьютеров.

Я надеялся, что смогу что-то изменить и в России, и в области прав человека в мире. Я хотел научиться приносить пользу и в других областях, привлекавших меня: образование, мышление человека, искусственный интеллект и принятие решений. В тот момент мне было 42 года. Это показывает вам, что мечтать никогда не поздно! В шахматах и других видах спорта мы часто слышим, что "этот игрок более талантлив, но другой более работоспособен". Это в корне неверная трактовка.

Способность к тяжелому труду — тоже талант!

Умение продолжать пытаться, когда другие перестают — это талант! И тяжелый труд никогда не пропадает даром. Независимо от того, какая в итоге будет у вас карьера или даже если вы смените десяток разных профессий, — тяжелая работа, проделанная здесь и сейчас, никогда не будет проделана впустую. Ваше присутствие здесь доказывает, что у вас есть талант, и он сослужит вам хорошую службу независимо от того, что вы решите сделать в этом мире. Люди не могут модернизировать свое "железо", то есть ДНК. Но с помощью напряженной работы они точно могут обновить свое "программное обеспечение", то есть менталитет.

Но что значат интеллект, образование и все усилия, если они лишены моральной основы? Ровно 483 года назад в этот день, 16 мая 1532 года, Томас Мор подал в отставку с должности канцлера короля Англии, Генриха VIII. Три года спустя, когда Мора казнили, он в последнем слове сказал, что умирает "как хороший слуга царя, но в первую очередь — Бога".

Томас Мор был сложной фигурой, принципиальным человеком. Как вы могли бы ожидать от юриста, подобного Мору, в своем романе "Утопия" он часто писал о законах его вымышленного идеального острова. Но вместо того, чтобы описывать безупречный свод законов, какими он их себе представлял, он больше писал, что в идеальном обществе, основанном на четких принципах, многие законы были бы не нужны. Он писал: "Законы есть, но их мало, и такая уж у них Конституция, что много и не нужно". Так что в "Утопии" не было и юристов.

Но не волнуйтесь, я счастлив сообщить выпускникам, пришедшим сюда из Скотт Холла8, что мир без юристов возможен только в "Утопии"!

Суть не в том, сколько законов мы имеем. Сегодняшний мир намного более сложный, нежели 500 лет назад, когда Томас Мор написал свой труд, и законы должны идти в ногу со временем. То, что не изменилось, что не следует менять, что нельзя изменить — это необходимость основывать наши законы, нашу жизнь и мечты на вечных человеческих ценностях.

Мы можем бороться за наши ценности, а можем обменивать их на комфорт и временную безопасность. Это дилемма для каждого из нас в современном глобально взаимосвязанном мире.

Каждый день мы делаем выбор, большой или маленький: отдельные люди, компании, целые народы. Определяется ли этот выбор ценностями, которыми мы дорожим? Верны ли мы принципам свободы личности, веры, совершенства, сострадания, ценности человеческой жизни?

Или мы поступаемся ими потихоньку, шаг за шагом, ради материальных благ, спокойной жизни, перекладывая сегодняшние проблемы на следующие поколения?

Эти нравственные ценности, между прочим, имеют значение для инноваций и свободного рынка. Они не случайно являются основополагающими ценностями в США, создавших самую совершенную в мире демократию и самую успешную экономику. В Нагорной проповеди Иисус призывает своих последователей быть "городом, стоящим на вершине горы", то есть ярким примером для всего мира. Это сравнение использовалось Джонном Ф. Кеннеди и Рональдом Рейганом для характеристики США. Я смотрел на эту Америку с другой стороны "железного занавеса" — и могу вам сказать, что тогда это имело значение. И это продолжает иметь значение сегодня.

Если Америка продолжит быть "светом мира", то вам и вашему поколению важно крепко держаться за эти ценности, а не торговать ими ради безопасного и застойного статус-кво. Рискуют не только предприниматели, но и любой, кто ежедневно борется за эти ценности в своей жизни и в мире.

Когда мне исполнилось шесть лет, проснувшись утром, я обнаружил рядом с кроватью самый лучший подарок, который когда-либо получал: огромный глобус! Я даже протер глаза, не веря, что он настоящий. Уже тогда я больше всего обожал слушать истории о путешествиях Марко Поло, Колумба и Магеллана, которые читал мне отец. С тех пор нашей любимой игрой стало прослеживать по глобусу маршруты прославленных мореплавателей.

Это последние и самые заветные воспоминания об отце, и эта моя вечная тяга к поискам неизведанного — его величайший подарок.

Мы постоянно слышим, что все великие географические открытия уже сделаны. И каждое поколение утверждает, что всё важное уже изобретено. К сожалению, если так думать, это может стать самоисполняющимся пророчеством. Если вы думаете, что не можете открыть для себя ничего нового, зачем пытаться? Зачем рисковать? Зачем покидать уютный дом? Сент-Луис был когда-то пограничной заставой перед уходом в неизвестность и назывался "Воротами на Запад". Трудно представить себе первопроходцев, которые остановились бы на Миссисипи подобно тому, как остановились современные американцы, не пославшие на Луну ни одного человека после Юджина Сернана в 1972 году.

Мы не можем повернуть назад. Мы не можем остановиться. Мы не должны довольствоваться "достаточно хорошим".

Жизнь сложна, да. Но наши инструменты бесконечно мощнее. Сегодня проще добраться до Марса, чем пересечь океан во времена Томаса Мора. По крайней мере, мы знаем, куда направляться и как далеко это находится! У Колумба и Магеллана не было карты, а у каждого здесь присутствующего есть GPS. Можете ли вы представить себе Колумба, пытающегося сегодня получить венчурный капитал? Куда, куда вы хотите плыть? Ах, вы не знаете? И у вас даже нет карты?! Сегодня у каждого есть устройство, с помощью которого можно быстро выйти на связь с половиной людей на планете и получить большую часть информации об истории человечества. У одного iPhone вычислительная мощность больше, чем еще в 1972 году у всех компьютеров NASA вместе взятых! Но одной вычислительной мощи не хватит. Чтобы добиться изменений, нам нужно человеческое творчество и честолюбие.

Сегодня еще есть новые рубежи, и безграничное множество новых изобретений ждут своего звездного часа от людей, наделенных любопытством и смелостью, чтобы их искать, и свободой, чтобы это сделать. Для этого нужны убеждения, трудолюбие и умение ценить новшества и свободу.

Для этого потребуются ваши убеждения, ваш упорный труд и ваши идеи. Вы скажете, что не готовы к новым свершениям сразу, что необходимо время, чтобы расслабиться, отпраздновать, почить на новых лаврах. Извините, но мир не будет вас ждать. Мир нуждается в вас сейчас! Сегодня вы реализовали одну мечту, а завтра возьмете курс на новую. Если у вас всегда будет мечта, то самый счастливый день никогда не закончится!

Спасибо, и да хранит вас Господь.

——————————————————————————————

1 Сент-Луисский университет — один из крупнейших католических вузов в США.

2 Анита Лионс Бонд — известная общественная деятельница, первая чернокожая выпускница Сент-Луисского университета (1950).

3 Джин Кранц — бывший руководитель космических полетов NASA. В 1970 году провел уникальную операцию по спасению экипажа корабля "Аполлон-13". Выпускник Сент-Луисского университета (1954).

4 Рекс Синкфилд — миллиардер, выдающийся спонсор американских шахмат. Выпускник и член правления Сент-Луисского университета.

5 Глубокий Юг (Deep South) — термин, обозначающий ряд географических и культурных регионов на юге США.

6 Шутливая игра слов: и штат Джорджия, и Грузия пишутся и звучат по-английски как Georgia.

7 Billiken — талисман Сент-Луисского университета.

8 Скотт Холл — главная аудитория юридического факультета.

 

Авторизированный перевод

Оригинал

Гарри Каспаров

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter