Первой перед ними с обвинительным заключением выступила прокурор Мария Семененко. На протяжении первого дня слушаний Горячев сидел в "аквариуме" безучастно. Он, свесив одну ногу на другую, придерживал рукой тетрадку, делал записи.
Подсудимому вменяются четыре статьи УК РФ: "Организация экстремистского сообщества" (ч.1 ст.282.1), "Создание банды" (ч.1 ст.209), "Незаконный оборот оружия" (ч.3 ст.222) и "Умышленное убийство" (ч.2 ст.105, п. "а", "ж", "з", "л") пятерых человек по идеологическим мотива и национальной вражде: антифашистов Федора Филатова и Ильи Джапаридзе, адвоката Станислава Маркелова, мигранта Салахиддина Азизова и члена группировки "Черные ястребы" Расула Халилова.
В середине 2008 года, продолжает прокурор, в Москве Горячев со своим приятелем Никитой Тихоновым (осужденный пожизненно за убийство Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой — прим. Каспаров.Ru) и неустановленные следствием лица создали экстремистское сообщество БОРН с целью совершать преступления для изменения политики в стране. Лично Горячев никого не убивал, как пояснила прокурор, он давал указания об устранении будущих жертв, получал и передавал информацию о их месте жительства, занимался конспирацией, идеологической обработкой, подделкой документов, осуществлял общее руководство и занимался финансированием БОРН.
"В это время Горячев был в других странах, чтобы создать алиби. Но он был мозгом данной организации", — сказала гособвинитель.
Всю информацию об убитых подсудимый сообщал Тихонову, тот находил соучастников. Ими впоследствии оказались Михаил Волков (осужденный на 24 года тюрьмы), Максим Баклагин и Вячеслав Исаев (пожизненные сроки).
С 2008 года по март 2011 года на разных этапах деятельности в БОРН участвовал еще один соратник Тихонова Алексей Коршунов, который при задержании подорвался на собственной гранате. Позднее, по сведениям обвинения, он и занял место лидера организации после ареста Тихонова. Исполнители, кроме Тихонова, не были знакомы с Горячевым. Вся коммуникация велась через Тихонова.
"Это было одно из условий конспирации — он всех знает, его никто не знает, — отметила прокурор. — Давал указания, а дальше сами делайте как хотите, дисциплина жесткая".
Затем обвинитель кратко рассказала о каждом эпизоде убийства. После создания банды Тихонов по поручению Горячева организовал убийство антифашиста Федора Филатова. В октябре 2008 года Волков и Тихонов, заранее переодевшись, надели парики и прибыли к дому антифашиста.
Преступники нанесли ему не менее трех ударов кастетом по голове и 22 удара ножом. Позднее потерпевший скончался в больнице.
Далее прокурор рассказала, как участники БОРН решили совершить убийство "любого лица не славянской внешности", чтобы отомстить за изнасилование школьницы уроженцем Узбекистана. Случайной жертвой для БОРН оказался Салохиддин Азизов.
6 декабря 2008 года участники банды напали на мужчину в районе подмосковного поселка Битца, нанесли девять ножевых ранений, затем отрезали голову жертве.
Позднее Тихонов подбросил голову Азизова к управе Можайского района Москвы с требованием изменить миграционную политику.
Следующий эпизод — убийство адвоката Станислава Маркелова.
Затем в списке жертв оказался антифашист Илья Джапаридзе. В 2009 году Коршунов длительное время следил за ним. И только потом к делу приступили Исаев и Юрий Тихомиров (осужденный на 10 лет за соучастие в убийстве — прим. Каспаров.Ru). Они поджидали Джапаридзе у его дома, где и совершили убийство.
Нападавшие произвели четыре выстрела в голову и нанесли не менее 26 ударов ножом. В тот же день Джапаридзе умер в медучреждении.
Горячев свою вину не признает. Полагает, что все дело — это происки правоохранительных органов и месть бывшего друга Тихонова — через год после вынесения пожизненного приговора он дал показания против Горячева.
"А я теперь хочу рассказать, как было на самом деле…", — начал свое выступление адвокат Марк Фейгин.
Прокурор тут же перебила защитника и попросила в дальнейшем не делать подобные заявления.
— Вам придется разобраться в невиновности Горячева, чтобы обвинение не запутало вас, — продолжал Фейгин.
— Присяжные, вас никто не запутывает, — судья снова остановил выступление адвоката и сделал ему замечание.
Фейгин настаивал на своем, что его клиент никогда не совершал и не организовывал убийства. По мнению защитника, если ты никого не убивал, то не можешь участвовать в БОРН.
"Да вы посмотрите на него, Горячев не может убить насекомое! — воскликнул Фейгин
и обратился к присяжным. — Я хотел, чтобы вы поставили себя на место этого невиновного человека…"
Судья снова сделал замечание адвокату за некорректное выступление. Фейгин стал возражать. Председательствующий Мелехин сделал еще несколько замечаний защитнику за "препирательство с судьей". Тогда адвокат вовсе отказался продолжать выступление и сел на место.
Далее в зал зашла сестра антифашиста Филатова Ольга Колоскова. Она рассказала, что в день убийства брата находилась дома. Утром он пошел на работу. Через некоторое время она услышала крики на улице. Мама Филатова увидела через окно, как ее сын лежал на земле, рядом на месте находились соседи и пытались оказать помощь.
"Вышла на балкон, но я его [брата] не увидела. Видела убегающих людей. Потом подумала, что была какая-то драка у кафе вблизи нашего дома, — вспоминала сестра убитого антифашиста. — Потом он [брат] позвонил мне и попросил вызвать скорую. Когда вышла на улицу, он уже лежал весь в крови".
Через полчаса приехала "скорая". Филатов был в сознании, ничего не говорил. Одежда была пропитана кровью, все тело исколото, с трудом проговорила Колоскова.
"Поняла, что он умирает, было много крови", — добавила потерпевшая.
После окончания допроса Колосковой прокурор прочла письменные материалы дела и поинтересовалась у подсудимого, знаком ли он с Тихоновым и известно ли ему, что он вместе с Волковым убил Филатова.
"Я был знаком с Тихоновым, про убийство узнал после того, как ознакомился с делом", — ответил обвиняемый.
После перерыва в суде выступил брат убитого Салохиддина Азизова Азербек. По его словам, в день убийства было совершено нападение на его знакомого Алиева, который работал вместе с его братом. Мужчина рассказал Азербеку, что в тот же день напали и на Салохиддина. Его долго искали и позднее обезглавленное тело Азизова нашли в канаве.
"У него не было головы, там кругом кровь была. Через четыре дня позвонили из полиции, сообщили, что в мусорном контейнере нашли голову брата",
— рассказал потерпевший. Он добавил, что позднее видел в Интернете опубликованную фотографию отрезанной головы Салохиддина с сообщением, что ответственность за убийство взяла на себя БОРН.
На этом допрос закончился, прокурор зачитала материалы дела и представила присяжным на обозрение результаты судебно-медицинского заключения и протоколы с места преступления. Следующее заседание назначено на 3 июня.
Андрей Карев
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter