Итак, в продолжение темы о "домашнем терроризме" в США. Прежде отмечалось, что Обама сэкономил на борьбе с терроризмом так: перенес контртерроризм из-за рубежа в сами США. Создал Министерство внутренней безопасности (The Department of Homeland Security), обеспечил гражданских волонтеров "жирными" грантами. Теперь эти "first front-liners" оказались для казны дешевле. Они тщательно освещают в СМИ одни теракты, предотвращая тем самым другие, более масштабные. Надежнее и дешевле стала общественная и национальная безопасности США!

Иное дело РФ. При Путине "дешевой безопасности не стало". Несмотря на финансовые и социально-политические кризисы в стране. Их Кремль "не видит"!

Уже давно президент США Барак Обама искренне протягивает руку дружбы Кремлю для "мягкого" обуздания, например, исламского радикализма.

Увы, тандем Медведев-Путин "не понял" тех намерений США. И теперь "сам" Путин не верит. Он валит на США ответственность за все свои провалы во внешней и внутренней политике РФ.

С 2008 года (Мюнхенской речи) президент Путин упрекал США и НАТО по инерции в "милитаризме", а с 2014 года — в "коварной мягкой силе". Мол, из-за нее президент Янукович и вылетел из Украины, как пробка из бутылки.

В СМИ падение цен на нефть, вооружение Западом оппозиционных сил кремлевским "дружбанам" в Сирии и Турции, недовольство граждан обнищанием из-за "Крымнаш" — всё-де "происки Америки" и ее "еврейской закулисы".

Между тем президент Барак Обама с 2009 года последовательно выдерживает курс на противодействие терроризму внутри США. Не вне страны, как при "троице" — Буше "отце и сыне" с Кондолизой Райс как "святым духом".

Мир дороже любых денег, но все же…

Американский контртерроризм силами граждан прост и понятен: испокон веков в этой стране деньги и отвага людей решали и решают многое. Вот почему в смене методов борьбы с терроризмом после 11 сентября 2001 года деньги в руках смелых людей тихо-мирно "гасят" террор снизу и насилие сверху в самих США.

А за пределами страны Барак Обама пошел на "принуждение к миру" террористов невоенными средствами и минимально рискованными мерами.

Вот почему курс "мягкого контртерроризма" Обамы оказался менее затратным. Тогда-то Белый дом и взялся за сокращение военных расходов (секвестр бюджета Пентагона и ЦРУ). Хотя есть этому и "простое объяснение" — выход за счет "силовиков" из мирового финансового кризиса 2009-2015 гг.

В РФ такое невозможно из-за традиционного милитаризма Кремля. Даже под давлением мирового и "домашнего" кризиса не снижаются антитеррористические расходы. "Мочит террористов в сортире" Путин со своей все более многочисленной "преторианской гвардией". Но все больше на словах.

Чечня и другие части Северного Кавказа уже перестали направлять террористов-смертников в города РФ. А вот обеспокоенность Кремля переворотом или даже восстанием недовольных в самой Армии существует.

Дело в том, что численность недовольных среди "силовиков" растет как снежный ком с 2014 года. И не только из-за отобранных загранпаспортов. Увы, все больше военнослужащих и их семей узнают, к сожалению, что за убитых в терактах в России или "гибридной войне" с Украиной власти не платили и не платят так, как это делают власти США.

Возможно, и по этой причине Кремль официально "не воюет" с Украиной. Не надо платить семьям убитых военных-"отпускников" и "добровольцев".

Пентагон и ЦРУ, наоборот, должны, по федеральным законам, выплачивать семье убитого и незастрахованного военнослужащего 100 тысяч долларов, а при страховом оформлении — 400-500 тысяч долларов. С учетом возраста и количества детей убитого страховые выплаты достигают 1,5-1,7 млн долларов. Неплохая компенсация семье за потерю кормильца.

Поэтому финансовый кризис в большей мере, чем прежде, и подтолкнул администрации США 2008-2015 годов к экономии на "жесткой силе".

Эта "сила" стала разорительной для бюджета США. А вот для России — нет! Пусть в 2015 году ракета взрывается на параде ВМС, а до того танк Армата встает на Красной площади, все равно военные расходы растут.

Народ и бизнес "безмолвствует", прямо как при "Великой смуте" начала ХVII века. Почему? А потому, что тогда были подряд неурожайные и голодные 5 лет, а в РФ сегодня — "всего лишь" год! Ну, и детали к иномаркам "силовиков" уже не выписать из-за границы, как прежде.

Кроме того, во-первых, скоро ни военные, ни тем более гражданские лица в РФ не узнают, "как там у них". А в США, в частности, давно предотвращают именно долларом весь негатив "эффекта бумеранга" от террористов и их помощников в стране и за рубежом. Умеют считать по формуле стоимость-эффективность системы безопасности — как общественной, так и национальной.

Вот почему, и это во-вторых, при Буше и Обаме выплачивали компенсации также и за убитых военнослужащих дружественных стран, погибших в противостоянии международному терроризму.

Например, компенсационные выплаты в Ираке рассчитывались в свое время по следующей шкале: до 2,5 тысяч долларов — за смерть, до 1,5 тысячи долларов за тяжелое ранение и от 200 долларов — за легкое ранение.

В Афганистане прейскурант несколько иной: 100 тысяч афгани (примерно 2,3 тысячи долларов) за смерть, 20 тысяч афгани (примерно 467 долларов) — за тяжелое ранение и 10 тысяч афгани (примерно 236 долларов) — за легкое ранение или поврежденное (уничтоженное) имущество.

Таким образом, жизнь иракца, погибшего по вине американского солдата, стоила американским налогоплательщикам 2,5 тысячи долларов, а жизнь американского военнослужащего, убитого иракцем, — в 200 раз больше.

Помимо всего прочего, страховки "от смерти и увечий от терроризма" становились все популярнее в США. Их покупали 60% компаний, владевших коммерческой недвижимостью в крупных американских городах.

При страховом случае выплаты ложились на государство. Президент Обама "скинул с казны" эти затраты, увеличив расходы на предотвращение меньшими средствами "домашнего терроризма" и отказавшись от прежних контртеррористических битв за рубежом.

"Мягко" бить долларом по источникам угроз!

Идея о необходимости страховать потенциальных жертв терактов появилась после теракта 11 сентября 2001 года. В 2002 году Конгресс США принял особый Закон о Страховании от Террористического Риска (Terrorism Risk Insurance Act). Изначально закон должен был действовать три года, но его срок действия продлевали трижды. Сегодня он действует до 2021 года.

Закон предусматривает помощь из федерального бюджета США страхующимся организациям. Так, после теракта государство должно компенсировать 85% потерь, если ущерб превышает 100 млн долл. В эту сумму входили не только потери от разрушенных задний, но и компенсации пострадавшим людям (или их наследникам). Причем такое страхование — добровольное.

Подобные полисы приобретали в среднем около 60% компаний, владеющих коммерческой недвижимостью. Однако процент подобных страховок оказался выше в крупных городах. Почему? Да потому, что они имели больше шансов стать мишенью террористов. В частности, Вашингтон О.К., Чикаго, Нью-Йорк и Сан-Франциско[1].

В итоге "финансовый каток" вынудил власти и сектор безопасности США принять к исполнению "мягкую", невоенную стратегию контртерроризма.

О 51-страничном меморандуме РЭНД Корпорейшн с "мягкими" альтернативами "жесткой силе" в следующий раз. Там много поучительного.

 

[1] "Terrorism Risk Insurance Act" — http://en.wikipedia.org/wiki/Terrorism_Risk_Insurance_Act.

См. также на русском яз. Washington ProFile, 18 Июля 2008.

Владимир Луков

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter