Нобелевская премия по литературе, присужденная сегодня Светлане Алексиевич, — первая Нобелевская премия по литературе в истории, которая присуждена за документальный рассказ, за документальное интервью, за то, что автор не вообразил или представил в своем уме, а сумел "взять" и записать из рассказов обычных людей об их жизни.
При этом все персонажи Светланы Алексиевич волей судьбы и обстоятельств, в силу времени и места рождения или обстоятельств жизни и работы — люди, оказавшиеся в неимоверно тяжелых, нередко трагических условиях существования, из которых существовал только один единственный достойный человека выход или таких выходов не было вовсе… У меня такое чувство, что Нобелевская премия, которую получает в этом году Светлана Алексиевич, впервые в истории (других прецедентов я не знаю) явилась публичным признанием ценности жизни и существования обычных, реальных людей, признанием того, что жизнь обычных людей БЕСЦЕННА, что реальные, живые люди — это не "отходы истории", "не материал" для реализации политических замыслов сильных мира сего.
Эту Нобелевскую премию я воспринимаю не только как признание того, что делала и сделала Алексиевич, но и как признание важности того, что ее персонажи — интервьюируемые ею люди (их не одна сотня) — РАССКАЗАЛИ СВЕТЕ АЛЕКСИЕВИЧ о своей жизни, возможно, впервые для себя столь откровенно. Все то, что Светлана Алексиевич сумела "взять" и записать, потому что люди ей поверили, можно узнать и прочесть на страницах ее книг.
На моей книжной полке несколько книг Алексиевич, все их я прочел, почти над всеми плакал и мучился из-за тех людей, кто доверил Свете Алексиевич самое важное в своей жизни. Назову эти книги: "Цинковые мальчики" (рассказы участников афганской войны), "У войны не женское лицо", "Последние свидетели", "Чернобыльская молитва" (с дарственной надписью от автора, сделанной в день презентации этой книги в Музее и общественном центре имени Сахарова 09.07.97), "Время сэконд-хенд".
Поздравляю Светлану Алексиевич! И ей богу, рад не только за нее, но за то и потому что Нобелевский комитет по литературе этим своим решением признал ОГРОМНОЙ ЦЕННОСТЬЮ переживания и судьбы всех людей, кто рассказали Алексиевич о том, что им пришлось испытать. Раньше этого никогда не было. Спасибо Вам, Светлана, за то, что Вы писали не только и не столько для утверждения себя, сколько ради реальных героев своих книг…