Три месяца тому назад в этом блоге было высказана гипотеза о существовании ЭРУ – эффекта религиозной убежденности:
"Это говорит о существовании массового эффекта религиозной убежденности – эффекта упорного невосприятия фактов, сознательной или же неосознанной приверженности взглядам, концепциям, идеям, не имеющим и не получающим подтверждения в объективной реальности.
Причем распространенность этого эффекта, судя по всему, не слишком зависит от происхождения, образования, опыта, этнических, демографических, иных характеристик, идеологических или же политических предпочтений людей.
Не столь важно, что именно является первоисточником такой религиозной (или квази-религиозной) убежденности – государственная ли пропаганда, господствующие ли традиции среди окружающих людей, прочитанные ли книги, выработанная ли самим человеком вера в то, как устроен мир. Главное в этой убежденности другое – отказ (или же неспособность) воспринимать и анализировать факты, не укладывающиеся в собственную (привычную, удобную, комфортную) картину мира".
http://aillarionov.livejournal.com/849140.html
Кроме примеров, послуживших основанием для формулирования самой гипотезы о существовании ЭРУ, в последующем были идентифицированы и другие случаи, подтверждающие наличие этого синдрома, например, вот этот.
Как показывает жизнь, ЭРУ наблюдается, очевидно, не только среди граждан России, но и у наших ближайших соседей. Причем, как и было отмечено выше, этот эффект проявлятся независимо от "от происхождения, образования, опыта, этнических, демографических, иных характеристик".
Любопытное проявление, возможно, именно этого синдрома проявилось в комментариях известного современного украинского писателя А.Бондаря, поспешившего сообщить своим читателям, будто бы "бывший советник Путина Андрей Илларионов говорил о больших проблемах в Украине с Западной Украиной, что между Востоком и Западом существует большая и непреодолимая пропасть, недоверие и неприятие, нас ждут большие проблемы...", после чего задавшегося сакраментальным вопросом: "для того, чтобы озвучивать старые сурковско-медведчуковские темники, надо было ехать в Вашингтон ?! :-)"
Любопытно, в каком психологическом состоянии надо было находиться г-ну Бондарю, чтобы именно так воспринять совсем другой вопрос, заданный г-же С.Андрухович (супруге г-на А.Бондаря) хозяином данного блога на вот этом мероприятии:
"Мой вопрос касается не так называемого "политического раскола" между Западной и Центральной Украиной, с одной стороны, и Восточной и Южной Украиной, с другой. Эти различия в последнее время были во многом если не преодолены, то существенно смягчены, о чем свидетельствуют результаты недавних президентских и парламентских выборов в Украине (о преодолении политической границы между Западом и Востоком Украины см, например: Сокрушительное поражение В.Путина в Украине, Главный результат украинских парламентских выборов, How Putin Prepared for the Big War, Рецепт успешной украинской нации). Мой вопрос касается другого – существования и постепенного размывания культурно-психологической границы между Западной Украиной, с одной стороны, и Центральной Украиной, с другой. Понятно, что сама эта граница является во многом результатом многолетней работы советской пропагандистской машины. Тем не менее в частных разговорах многие украинцы отмечают сохраняющуюся определенную отчужденность и настороженность жителей именно Центральной Украины (не Восточной и Южной) по отношению к выходцам из Западной Украины. Косвенным свидетельством все еще возможного существования такой границы является факт практически полного отсутствия представителей Галичины и Волыни среди политических лидеров независимой Украины. За исключением уроженца Волыни Л.Кравчука, шагнувшего в президентское кресло с поста руководителя компартии, практически все ведущие украинские политики, включая президентов и премьеров, не являлись и не являются выходцами из Галичины и Волыни. Вопрос заключается в том, в какой степени в течение последней четверти века в условиях независимой Украины удается преодолевать эту культурно-психологическую границу и обеспечивать более полную интеграцию Западной Украины с Центральной?"
Поскольку г-жа Андрухович поначалу стала отвечать на другой вопрос, мне пришлось еще раз повторить свой вопрос с дополнительным его уточнением, что речь идет о культурно-психологической границе не между Западом и Востоком Украины, а между Галичиной и Волынью, с одной стороны, и Житомирщиной, Проскуровщиной, Подольем, с другой.
На этот раз г-жа Андрухович ответила (как публично, так и затем в послепрезентационном обсуждении), что такой границы она не замечала ранее и не замечает сейчас. Тем не менее в конце нашего разговора она сообщила, что в своем творчестве в дальнейшем она будет стараться содействовать преодолению указанной границы.
Казалось бы, ситуация очевидным образом прояснилась, и как автор представленной книги, так и три десятка участников ее презентации получили адекватное впечатление и о содержании заданного вопроса, и о характере полученных ответов.
Спрашивается тогда, а каким же образом мой вопрос, произнесенный в общей сложности четыре раза (дважды – публично и дважды – в последующем разговоре), кажется, вполне четко сформулированный и, самое главное, совершенно правильно воспринятый (на него в итоге был дан вполне адекватный ответ), тем не менее был так искажен и трансформирован в упомянутые болезненные фантазии г-на Бондаря?
Уважаемые украинцы, прошу помочь мне с ответом – мы имеем дело с очередным примером ЭРУ?
Или же это свидетельство существования иного явления, заслуживающего другого наименования?
! Орфография и стилистика автора сохранены