Перед Новым годом Путин очень плотно общался с российскими СМИ. Новый 2016-й он начал с общения с зарубежными, 5 января дал интервью немецкой газете "Бильд". С российскими СМИ Путину всегда было очень комфортно общаться, будь то Соловьев, сидящий перед ним на краешке стула и преданно заглядывающий в глаза, или сотни сотрудников СМИ, собранных в одном зале. Даже когда кто-то из них задавал острые вопросы, Путин всегда легко от них уходил, всегда либо соврет что-нибудь, либо скажет, что не знает, но обязательно разберется, либо анекдот про бабушку и дедушку расскажет, или про шубу. Народу нравится.

Особенность вот этого интервью газете "Бильд" в том, что Путин с немецкими журналистами общался в точности как с российскими. Он был абсолютно даже не раскован, а развязен, было ощущение, что он принимает прислугу у себя в приемной. Свои перед ним или чужие, для него теперь нет никакой разницы. В том параллельном мире, в котором с некоторых пор поселился российский президент, для него окончательно стерлась граница между внутренней и внешней политикой. Никакой путинской внешней политики нет, поскольку ни один человек на планете не сможет объяснить, что Путин забыл в Сирии, зачем он продолжает агрессию в Украине, и на кой, спрашивается, черт, он украл Крым.

Впрочем, Путин объяснил это немцам, ссылаясь на исторического персонажа, с которым он, видимо, себя отождествляет. "Наполеон как-то сказал, — доверительно сообщил немцам Путин, — что справедливость — это воплощение Бога на земле". И добавил: "Вот воссоединение Крыма с Россией — это справедливое решение". Трудно сказать, с кем именно в своей альтернативной реальности отождествляет себя Путин: с Наполеоном, со справедливостью, или с Богом.

Помнится, в 1812 году Наполеон пытался воплотить божественную справедливость на российской земле, но народы России к этому отнеслись несколько скептически. Сегодня, через двести лет народ Украины, а также народы Европы и большинства других стран мира к путинской версии справедливости относятся с таким же неприятием, как в свое время русские отнеслись к справедливости от Наполеона.

Путинское интервью "Бильду" есть смысл оценить с четырех точек зрения:
журналистики, самого Путина, а также воздействия на российскую и европейскую аудиторию.

На мой взгляд, журналисты "Бильда" сработали довольно халтурно. Они просто предоставили Путину трибуну для еще одного пропагандистского выступления на 12,5-миллионную аудиторию, а с учетом перепечаток и перепостов, практически на весь западный мир. Для контраста можно сравнить это благостное интервью с тем, в котором журналист Тим Себастиан буквально на куски рвал президента Украины Петра Порошенко в эфире телеканала "Дойче Велле". Это была настоящая, злая, правильная журналистика, которая позволяет увидеть власть любой страны в истинном свете. Уверен, что Путин сбежал бы из студии Тима Себастиана через минуту.

Журналисты главного немецкого таблоида позволяли Путину нести его обычное вранье и про то, что Крым был присоединен без единого выстрела и без единой жертвы, и про то, что Асад не стремился уничтожать свой народ. В "Бильде" работают профи. Вероятно, такой вегетарианский, если не сказать, сервильный тон интервью был заранее обговорен и выставлен в качестве условия, что интервью состоится. Иначе любой нормальный западный журналист вцепился бы в это вранье и вывернул бы вруна наизнанку, продемонстрировав эту изнанку всему миру, как они это всегда делают со своими политиками на Западе.

Единственный эпизод, в котором журналист "Бильда" позволил себе иронический комментарий, произошел, когда Путин заявил, что "немецкая пресса испытывает очень сильно зарубежное влияние, прежде всего из-за океана". В этот момент один из немецких журналистов хмыкнул: "Это для нас новость!". Правда, понятливые немцы тут же спохватились и не стали просить Путина привести хоть какие-то доказательства этого сенсационного открытия. А еще более понятливые российские переводчики вообще убрали эту бестактную выходку немецкого журналиста из русской версии интервью. Так что, для российской аудитории было ясно, что немцы молча внимали Путину и вынуждены были во всем с ним соглашаться, буквально раздавленные мощью его аргументов.

Впрочем, судя по реакции остальной немецкой прессы, путинские мантры немецкую аудиторию не обманули и не убедили. Обозреватель Frankfurter Allgemein Райнхард Фезер по поводу путинского шедевра насчет сильного заокеанского влияния на немецкую прессу ехидно заметил: "Поскольку большинство немецких газет резко критикуют США, то заокеанские агенты влияния работают довольно халтурно". А в отношении Путина Фезер заметил: "По представлению Путина мир устроен просто и прозрачно: он прав, а все остальные неправы".

Практически вся немецкая и европейская пресса крайне негативно оценила как содержание путинского интервью, так и сервильное, по мнению западных журналистов, поведение интервьюеров из "Бильда". "Интересы Путина — это интересы коррумпированной элиты" — с таким заголовком после бильдовского интервью вышла газета Die Welt, которая в отличие от опубликовавшего путинское интервью таблоида, является одним из наиболее влиятельных качественных изданий Германии.

Убеждение Путина, что мир устроен везде одинаково и, как в России, воруют, лгут и лицемерят, только более умело прячут концы, — играет с ним дурную шутку. Вот путинский пассаж о демократии и свободе: "Что касается демократии. О свободе, как правило, говорят правящие классы для того, чтобы мозги запудрить тем, кем они управляют". О демократии в России: "77 партий у нас сейчас могут принять участие в парламентских выборах". При этом, на вопрос, как он оценивает свое столь долгое пребывание у власти, Путин начинает европейской аудитории рассказывать, что у них премьер-министры тоже очень подолгу сидят. Это он говорит европейцам, которые про несменяемость власти только из учебников истории знают.

Попытки рассказать свою версию российско-украинского конфликта у Путина превратились в сеанс саморазоблачения. Ему был задан вопрос, когда будут прекращены боевые действия. В ответ Путин принялся объяснять, что это зависит от Украины, поскольку Киев никак не проведет конституционную реформу. Когда немецкий журналист спросил, не лучше ли проводить конституционную реформу после прекращения боевых действий, Путин решительно возразил. "Восстановление полного контроля со стороны Украины над государственной украинской границей, должно быть только после конституционной реформы", — заявил Путин.

То есть президент России публично, на весь мир объявил, что боевые действия на территории Украины продолжаются только потому, что контроль над границей осуществляет исключительно российская сторона. То есть путинский миф о доблестных трактористах и шахтерах, закупивших в соседнем сельпо артиллерию и танки и воюющих с украинской армией, успешно разоблачен самим Владимиром Путиным.

Тотальный контроль над информацией пока позволяет путинской пропаганде дурить головы большей части россиян. Попытка выйти с этим же информационным продуктом на европейскую аудиторию вызывает недоумение и насмешки. Западный мир довольно давно ответил на вопрос: "Ху из мистер Путин?". Ответ подсказали украинцы и Борис Немцов. К сожалению, обе дефиниции относятся к ненормативной лексике, поэтому в колонке, предназначенной для газеты, я их не могу привести.

Игорь Александрович Яковенко

Blogspot.ru

! Орфография и стилистика автора сохранены