В этой статье я использую только источники на русском и на английском языке.
Высокоскоростная железная дорога Москва — Казань и газопровод "Сила Сибири"
Для начала маленькое сообщение:
"Банк России (ЦБ РФ) выдал лицензию на осуществление банковских операций "ООО Чайна Констракшн Банк" — "лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов от 24 мая 2016 года №3515 в связи с расширением деятельности". Этот дочерний банк одного из крупнейших государственных банков Китая China Construction Bank Corp. "ООО Чайна Констракшн Банк" учрежден в марте 2013 года. Банк занимал на 1 апреля 2016 года 199-е место в банковской системе РФ с активами в размере 15,3 млрд рублей (~$230 млн), собственные средства составляли 5 млрд рублей".
Как я недавно писал в статье "Финансовые центры и экономические центры в новой ситуации", China Construction Bank (ССВ) является вторым банком Китая (после China Industrial Trade Bank) и вторым банком мира (то же самое). Его активы достигли $2831 млрд к концу 2015 года. Почему же активы его отделения в РФ "Чайна Констракшн Банк" настолько малы?
Это потому, что это отделение CCB в настоящее время участвует на практике лишь в одном проекте — строительстве высокоскоростной железной дороги Москва — Нижний Новгород — Казань общей протяженностью 770 км. Это означает строительство новой железной дороги, параллельно существующей, которая будет по-прежнему заниматься среднескоростной перевозкой пассажиров и тяжелых грузов. Китай накопил уникальные технологии и опыт в области проектирования, строительства и эксплуатации высокоскоростных железных дорог. Общая протяженность действующих железных дорог такого рода в Китае превысила 15 000 км к весне 2016 года.
Согласно ряду сообщений в российских СМИ в марте-апреле 2016 года, общая сумма расходов по новому проекту достигнет 1 трлн рублей (~$15 миллиардов); что важно, китайское правительство согласилось предоставить кредиты российской стороне до 700 млрд руб. (~$10,5 млрд). Эти кредиты будут использоваться для импорта китайской технологии и оборудования и для оплаты китайских специалистов. Кое-что уже сделано. К концу апреля Российские Железные Дороги (РЖД) заключили с китайской компанией China Railway Engineering Group ErYuan Company Limited (CREEC) первый контракт на сумму 20 млрд рублей (~$300 млн) на поставку технологии.
Нет сомнений, что ряд подобных контрактов последует вскоре, а объем активов "Чайна Констракшн Банк" умножится. Но на данный момент нет никаких других серьезных инвестиционных проектов в России с участием Китая.
Наверное, все помнят "Контракт века", подписанный Си Цзиньпином и Путиным в мае 2014 года в Пекине, предполагающий строительство газопровода из Восточной Сибири в Китай "с общим объемом поставок природного газа на $400 миллиардов!"
Развитие восточносибирских газовых месторождений плюс строительство более 2000 км газопровода по территории России должны были стоить астрономических денег. Но тогда Газпром не беспокоился об этом: с международной ценой на газ в размере $400 или более за 1000 кубических метров (ткм) прибыль все равно будет огромной! Предполагалось, что первоначальные поставки газа начнутся уже в 2019 году.
А в 2015 году мировые цены на газ упали до $200 за ткм (спасибо технологическому и организационному гению американского бизнеса); в мае 2016 года они упали до $160 за ткм или даже ниже. Как все это повлияло на проект "Сила Сибири"? Проект практически остановлен. Известно наверняка, что платежи за газ, привязанные к текущим международным ценам, будут значительно ниже, чем себестоимость газа на границе с Китаем — китайская сторона умело составила договор.
Согласно статье, опубликованной в Financial Times 22 мая (перевод тут), в 2015 году и особенно в 2016 году Газпром вынужден был резко сократить инвестиционные проекты, и "китайский проект" пострадал сильнее прочих.
К концу 2015 года было проложено не более 120 км трубопровода "Сила Сибири". Начало поставок газа в Китай, первоначально ожидавшееся в 2019 году, может быть отложено до 2021 года. Газпром сократил планы строительства газопровода на 2016 год, и вместо 800 км будет построено всего 400 км.
Инвестировал ли Китай что-нибудь в этот проект? Насколько я знаю, ничего. Да и сам проект не имеет теперь особой важности для Китая: три действующие линии газопровода Средняя Азия — Синьцзян поставляют до 60 миллиардов кубометров (бкм) газа в год; к 2020 году, после пуска 4-й линии трубопровода, поток природного газа из Туркменистана и Узбекистана в Китай увеличится до 80 бкм.
Кроме того, восточное побережье Китая (главный потребитель природного газа) получает в настоящее время огромное количество сжиженного природного газа (СПГ) из Австралии и готовится к крупным поставкам СПГ из США. Идеальная иллюстрация к экономическим отношениям между Старшим Партнером (Китай) и Младшим Партнером (РФ)!
Тем не менее некоторое развитие связей продолжается
Вот такое интересное сообщение:
Россияне за 1-й квартал 2016 года совершили покупки в иностранных интернет-магазинах на 70 млрд рублей (~$1,05 млрд), что на 106% больше, чем в 1-м квартале 2015 года. Число почтовых отправлений в Россию при этом выросло почти втрое, до 48 млн посылок против 17 млн годом ранее, причем 90% из них приходит из Китая.
Люди получили возможность в сжатые сроки прямо на дом заказывать товары из Китая по приемлемым ценам, тогда как раньше в их распоряжении был лишь е-рынок РФ со скромным ассортиментом. В основном россияне покупают мелкую бытовую технику, лекарства, электронику и одежду — и недорого. Средний чек покупки с AliExpress (РФ отделение известной китайской компании "Али-Баба", которая занимается всеми видами электронной торговли и электронного сервиса) меньше 700 рублей
Объем же заказов в российских интернет-магазинах за тот же период вырос всего на 3% — они не могут конкурировать с китайскими: цены почти два раза больше, и выбор гораздо скуднее.
Тут необходимое пояснение: президент "Али-Баба" Джек Ма — человек выдающейся энергии и организационных навыков. В последнее время он стал (планетарный опрос) "одним из десяти фаворитов человечества", а его компания продает в электронном виде товары и услуги на много-много миллиардов долларов как в Китае, так и во всем мире. Ей удается откачивать миллиарды долларов даже из наполовину обнищавшей России.
Естественно, что за стремительным ростом "Али–Баба" стоит новонакопленная экономическая и хай-тек мощь Китая. Этот суперфактор позволяет "Али-Баба" успешно бороться по всему миру даже с Amazon.com и другими американскими лидерами в этой области.
И это не единственный пример роста деловых связей между двумя странами, несмотря на нынешние плохие условия.
Некоторые компании Северо-Восточного Китая, занятые торговлей с РФ в течение многих лет, инициировали новый вид бартерной торговли: они готовы обменивать все виды китайского ширпотреба и электронику плюс запасные части для автомобильной и нефтяной промышленности… на российскую муку, растительное масло и даже пресную воду Байкала.
Некоторые осторожные выводы
В 2014-2015 гг. китайско-российская торговля резко сократилась: вместо запланированных двумя сторонами на 2015 год 100 млрд долларов в этом году торговля упала ниже $40 млрд. Китайская сторона прекрасно понимает причины, основные моменты и масштабы "экономического сжатия" РФ. Примечательно, что комментарии китайских СМИ очень точны и не проявляют никакого сочувствия к "северному соседу".
На основе этого точного знания китайские компании не жалеют усилий, чтобы восстановить утраченные позиции: они проникают в "большие и малые щели", от проекта высокоскоростной желдороги Москва — Казань до всеобъемлющей электронной торговли. И им удается найти новые российские товары для бартера, вплоть до байкальской воды.
В то же время китайская сторона, по-видимому, потеряла интерес к крупным совместным проектам — т.е. проектам действительно привлекательным для Кремля, таким как "Сила Сибири". Пекин прекрасно понял, как ненадежен режим Путина в качестве партнера! Время от времени "выходят на поверхность" новые совместные проекты, такие как "перенос предприятий тяжелой промышленности с северо-востока Китая на Дальний Восток РФ". Это пустяки.
Только пару дней назад Лилия Шевцова опубликовала комментарий к "новой российской геополитической доктрине":
"Когда читаешь о "глубоком стратегическом партнерстве" России с Китаем, сомнения о способности авторов реалистически смотреть на мир усиливаются. Авторы почему-то верят в возможность "тандема" Китая с Россией, в то время как… китайцы думают о своем тандеме с США. И почему-то авторы надеются, что Китай, как самая могущественная держава будущего, будет относиться к России деликатно. А с какой стати?"
Действительно, нет никаких оснований для таких иллюзий — особенно если принять во внимание, сколько оружия РФ поставляет Индии и Вьетнаму, потенциальным противникам Китая.