Судя по сообщениям о том, что российско-асадовские части начали концентрическое наступление на столицу запрещенного в РФ Халифата Ракку, Путин решил отметить 100-летие брусиловского прорыва яркой геополитической победой. В чем я лично желаю ему большого успеха. Раз уж ему не удалось выдержать до конца свое мартовское решение об уходе из сирийского "Афгана", то наступательная активность в степной местности лучше влияет на моральное состояние войск, чем окопное сидение или погружение в ад уличных боев. Потом я убежден, что по мере выдыхания эффекта от триумфа пальмирского Путину срочно нужен новый звонкий бубенчик… Каковой поможет смикшировать эффект от растянутого, но необратимого расставания с Донбассом - и еще раз прислушаться к кудринским рекомендациям о деэскалации международной напряженности. Кроме того, мне, как болеющему более за англо-саксонскую коалицию, понятно, что чем интенсивней сражения с халифатовцами за верхнеевфратскую стратегическую пустышку, тем легче будет американо-ирако-шиитстко-курдской коалиции в боях за главные позиции в битве с Халифатом за его оплоты - иракские провинции Анбар (Эл-Фаллуджа) и Мосул.
Стоит отметить, что российское наступление происходит в условиях, когда асадовские позиции в Алеппо, под Идлибом, Хомсом и Пальмирой (т.е. в тылу наступления на Ракку) трещат по швам. В том случае, если углубившиеся в сражения на том берегу Евфрата, т.е. просто в самом осиновом гнезде халифатовцев, части также окажутся в "мешке", как во всех вышеперечисленных пунктах, риск итогового обрушения всей конструкции, а значит – превращения большой сирийской победы в глубокую "фиаску", к тому же вступающую в резонанс с "фиаской" донбасской, станет почти неизбежен.
Здесь я вынужден напомнить реальные итоги прорыва брусиловского. Согласно советско-российской легенде он помог французам в критические недели начала Верденского сражения. На самом деле, по сравнению с таким немцеоттягивающим "пластырем", как британское наступление на Сомме, наступление под Луцком можно уподобить сравнению эффекта содействию развитию сталинградского сражения (операция "Малый Сатурн") высадкой новороссийского десанта ("Малая земля") и Ржевской мясорубкой ("операция Марс"). Огромные потери Брусилова летом 1916 года не только обескровили Российскую империю, сдетонировали антимобилизационными восстаниями в Центральной Азии и сформировали к осени в российских элитах четкое представление военного тупика (не зря же начался зондаж насчет условий сепаратного мира, который так громогласно обличили в ноябре Милюков и Пуришкевич), они создали победоносному генералу "жуковскую" репутацию "мясника". Поэтому через год Керенскому накануне его провалившегося июльского наступления на реке Стоходе пришлось срочно менять Брусилова на Алексеева, который оказался "не орел". В итоге брусиловский прорыв лишь помог итальянцам удержать фронт от наседающих австрийцев на реке Изонцо. Нам старательно объясняют, что от сотрясения брусиловского удара Дунайская монархия через два с четвертью года бесславно рухнула. Но за год до своего обрушения австрийцы так погнали итальянцев из-под Изонцо под самые стены Венеции, что пришлось срочно изобретать жандармские заградотряды, расстреливающие даже не каждого 10-го, но каждого 7-го из бегущих в панике солдат. Кроме того, коалиционная война в союзе со спонсорами – это не та война, где ты выбираешь место для горы черепов, но тебе выбирают. Поэтому войска, разнесшие австро-венгров над подступах к Галиции, вместо марша к Карпатам, на Лемберг и Перемышль, были перенацелены на германский сектор фронта – литовско-белорусский. Где и истекли кровью. И поэтому никак не могли помочь втравленной Антантой в войну Румынией, которую довольно легко расколотили. Победа в Румынии как раз и дала австро-германской коалиции запасы зерна и нефти, позволившие ей экономически продержаться еще полтора года – вплоть до февральского блица 1918 года и Брест-Литовской капитуляции большевиков.
Но отметим, что как бы не трещал по швам в 1916 году австро-германский фронт, полученный летом 1915 контроль над Лембергом, Перемышлем, Литвой и так пугавшим Маркса Варшавско-Ивангородским крепостным узлом, надежно обеспечивал центральным державам свободу рук на Западном и Итальянском фронтах, а новая линия обороны по Дуная (тогда говорили - Румфронт) придала полную завершенность их позициям. Так в годы Второй Мировой, несмотря на всю катастрофичность разгрома под Волоколамском в декабре 1941 года, удержание ржевских позиций и демянского "мешка" позволяло вермахту еще полтора года сохранять свободу выбора стратегической инициативы.
Я не утверждаю, что у Путина и Шойгу в Сирии сложится похоже, но сама манера устраивать наступление на Ракку наперегонки с курдско-американским - и только для этого - внушает мне самые печальные предположения об его итоговых перспективах. Несмотря на то, что в Иране старательно изображают, что куют "шиитско-российскую ось", как называется возможность получения от Эрэфии кучи современного оружия безвозмедно, т.е. даром. Тегерану это нужно как рычаг для давления на Вашингтон (дескать, у меня сохраняется многовалетная геополитика), зато Москва лишний раз оказывается не только в стане врагов аравийских монархий, но и противопоставлена 99% своих мусульман.
Впрочем, отечественным правителям, начиная с Петра Великого, не впервой укладывать штабеля "иванов" на чужих войнах – как пропуск в клуб вершителей западной политики. Высадкой в Сирии Путин уже сделал вечным пребывание у власти в Западной Сирии Асада-мл. (такой всемирный урок – что "арабская весна" не пройдет), а, следовательно, сделал вечной и сирийскую гражданскую войну. Полвека назад мудрый Мао не зря учил, что иноземные базы – это "петля, которую империалисты надели себе на шею, а конец веревки отдали в руки свободолюбивых народов мира". При желании ЦРУ, Турция, саудовцы-катарцы могут насытить позиции сирийской оппозиции не только портативными бронебойными и зенитными комплексами, но и мобильными ракетными установками дальностью 40-50 км, в зоне поражения которых оказываются все российские авиа- и морские базы. Эти позиции – необычайно уязвимы. В подземные укрытия их не переведешь (это – очень сложное и многомесячное строительство), а идеально подходящие и явно под Сирию заточенные "мистрали" Москва обменяла на "ДНР-ЛНР". Поэтому каждое фото из Сирии с рядами сожженных российских самолетов и вертолетов, складов и казарм – это еще одна победа сил АТО.