Пока в России продолжается ликование по поводу Brexit, что ещё больше отдаляет ее от цивилизационных достижений Европы, необходимых интеграционных процессов с европейской экономикой, а также фактически означает противопоставление евроатлантическим ценностям, в Украине наблюдаются противоположные тенденции.
Накануне в Украине произошло знаменательное, поистине историческое событие. Правительство утвердило план реструктуризации государственной компании "Нафтогаз" путем разделения деятельности по транспортировке и хранению природного газа.
По словам министра энергетики Украины Игоря Насалика, соответствующее постановление предусматривает, в соответствии с Третьим энергетическим пакетом ЕС, изъятие из функций "Нафтогаза" деятельности по транспортировке и хранению газа. Насалик известен своими высказываниями о том, что монополия мешает развитию газовой отрасли страны.
Такой шаг Киева означает не что иное, как подтверждение серьёзных намерений относительно выбранного курса на европейскую интеграцию, совершенствование энергетического сектора страны с учетом критериев и норм, выработанных ЕС относительно функционирования отраслей экономики, построенной на демонополизации и создании конкурентной среды.
Еще в прошлом году Верховная рада Украины приняла закон "О рынке природного газа", который предусматривает реформу "Нафтогаза" путем разделения функций транспортировки газа по магистральным газопроводам, его закачки и хранения в подземных газовых хранилищах (ПГХ) и реализации газа. До последнего времени эти три функции выполняли "Нафтогаз" и его дочерние предприятия.
Утверждённый сейчас план действий явился результатом компромисса, достигнутого после длительных дискуссий между правительством Украины, Секретариатом Энергетического Сообщества ЕС, Всемирным Банком и Европейским Банком Реконструкции и Развития.
По словам главы Нафтогаза Андрея Коболева, это решение будет способствовать полноценной интеграции Украины в единую европейскую энергетическую систему. Он также заявил, что план реструктуризации компании полностью согласован с секретариатом Энергетического сообщества и позволит в течение примерно года полностью выделить газотранспортную систему из компетенции "Нафтогаза".
Значение реструктуризации газовой отрасли Украины состоит, прежде всего, в том, что она фактически означает начало нового этапа взаимоотношений не только с Евросоюзом, но и с "Газпромом" как в области купли-продажи газа, так и вопросе транзита российского газа в Европу.
Присоединение Украины к Третьему энергопакету фактически означает открытость и прозрачность газовой отрасли страны и тем самым серьёзно сможет повлиять на стратегические планы Москвы по отказу от украинского транзита, в частности по строительству "Северного потока-2".
Традиционный аргумент России в пользу этого, как и предыдущего заблокированного "Южного потока", газопровода – это то, что в Украине коррупция, ей нельзя доверять, так как в любой момент ваш газ могут украсть. Теперь же украинцы показывают европейцам, что у них полностью прозрачный подход к транспортировке газа и эта страшилка "Газпрома" становится все менее актуальной.
Отметим, что российский газовый монополист "Газпром" не признаёт положений Третьего энергетического пакета и Брюссель долгое время закрывал на это глаза, пока не произошла агрессия России против Украины. В сентябре 2014 года Евросоюз консолидированным решением отказался от газпромовского проекта строительства газопровода в Европу в обход Украины – "Южный поток", формально ссылаясь на то, что он не соответствует положениям Третьего энергетического пакета. А фактически – наказал Москву за действия против Украины, несущие угрозу европейской безопасности.
Вполне очевидно, что одна из проблем стоящих перед украинской стороной состоит в том, чтобы добиться выстраивания отношений с "Газпромом" по новым правилам. А именно, с учётом национального "Закона о рынке природного газа" и Третьего энергопакета ЕС. А это означает, что российскому монополисту придётся уже общаться не с одним "Нафтогазом", а группой компаний, которые возникнут после разделения её функций.
Такая перспектива, по понятным причинам, не устраивает "национальное достояние России", так как отразится прежде всего на ценах как на экспортируемый газ, так и на транзитных тарифах. Напомним, что в зимний период 2016 года украинская сторона вообще не закупала российский газ, а в июне уведомила "Газпром" о том, что готова возобновить импорт сырья, но по среднеевропейским ценам – ниже 177 долларов за 1000 кубометров.
Как сообщалось, "Газпром" получил письмо "Нафтогаза" о возобновлении поставок российского газа во втором полугодии 2016 года и первом квартале 2017 года. В письме НАК отмечает, что закупка газа у "Газпрома" возможна, если российская компания предложит более низкую цену, чем европейские поставщики.
Наряду с этим, "Газпром" вероятно, столкнется и с проблемой обсуждения транзитных тарифов с компаниями, которые образуются после реструктуризации "Нафтогаза". Российский концерн за использование газотранспортной системы Украины при экспорте газа в Европу (так называемый западный маршрут) выплачивает Киеву ежегодно 2 млрд. долларов. Это тоже одна из причин, почему "Газпром" так настойчиво ищет пути в Европу в обход Украины.
По мнению специалистов-энергетиков, помимо потери транзита, Украине станет намного сложнее покупать в Европе газ по реверсу. В восточной Европе не исключен будет дефицит газа, так как, если весь газ пойдёт через "Северный поток", транзитной мощности европейских ГТС не хватит, чтобы прокачать необходимый поток газа в Восточную и Южную Европу. Вполне возможно, что основная цель "Газпрома" – как раз добиться создания "узкого горлышка" на этом рынке, чтобы потом продавать газ Укране и восточноевропейским странам намного дороже.
Брюссель должен учитывать эту реальную перспективу при принятии окончательного решения по "Северному потоку-2". В противном случае, если Москве удастся протащить этот проект, тогда эффект от присоединения Украины к Третьему энергопакету окажется половинчатым. Но самое печальное состоит в том, что это может отразиться на идее европейской интеграции Украины, подорвать веру в последовательность действий Брюсселя.
Кроме того, в Киеве рассчитывают на то, что присоединение к Третьему энергопакету будет способствовать справедливому разбирательству в Стокгольмском международном арбитраже российско-украинских споров. Так, "Газпром" планирует взыскать с Украины 27 млрд. долл. за якобы нарушенный пункт контракта 2009 года "бери или плати". А украинская сторона, в свою очередь, имеет встречные претензии к "Газпрому" по транзитному контракту на сумму около $23 млрд. долларов.