Лет тридцать назад в журнале "Юность" была опубликована беседа с тогда еще эмигрантом Василием Аксеновым. В ее тексте меня резали два высказывания. Пересказываю их в сегодняшних, более емких понятиях.
Первое - о том, что для Запада Россия - страна отсталая, и поэтому на взгляд многих экспертов и политиков, новая система власти должна быть не либеральной демократией, а чем-то "попроще и пореакционней". Воображение сразу давало длинный реестр множественных тогда латиноамериканских и азиатских консервативных диктатур.
Второе - что многие, выдержавшие огромное давление на родине, подвергшиеся репрессиям, в эмиграции, попав в зависимость от местных эмигрантских боссов, не выдерживают куда меньшего давления и становятся приспособленцами, фанатиками своих кланов.
Эмиграция - это всегда "хронозеркало", отражающее будущее страны. Я даже периодически шучу, что Андропов, задумав эксперименты с рыночной трансформацией и дозированным плюрализмом советской системы, дозированно выпустил именно достаточное для репрезентативной выборки 100 тысяч представителей интеллигенции и советской версии среднего класса (удобнее всего для этого были именно евреи), и убедившись, что демократия завершится в России архаическим социал-дарвинистским авторитаризмом, дал отмашку на ликвидацию КПСС и превращение КГБ в авторитарный олигархический истеблишмент в условиях госкапитализма и имитационной многопартийности.
Термин "внутренняя эмиграция" давно стерт от частого употребления. Он подразумевает людей, сознательно порвавших с политикумом и выстроивших некое параллельное общество, основанное на альтернативных ценностях.
Но как и для эмигрантов, столкнувшихся с микрототалитаризмом эмигрантских боссов, контролирующих получение творческими деятелями жизненно необходимых им доходов от публикаций в эмигрантских изданиях или от работы в редакциях и различных фондах, так и для внутренних эмигрантов, столкнувшихся с конформизмом и нетерпимостью внутри диссидентских кланов, возникала необходимость вторичного эмигрирования из мира эмигрантского или диссидентского истэблишмента - уже в "эмиграцию второго уровня". От этого бесконечные расколы, скандалы и "отпочкования", происходящие среди громогласного хора, призывающего к так жизненно необходимому единству.
Примером пользы от политических размежеваний, от существования "незатопляемых переборок" между микропартиями, показали события в Екатеринбурге, где вождю партии Объединенной демократической партии "ЯБЛОКО" Явлинскому пришлось распускать региональное отделение за отказ выдвинуть кандидатуру Ройзмана на губернаторских выборах. Однако Ройзмана тут выдвинул местный ПАРНАС. А если бы прошлогодние планы по созданию действительно объединенной демократической партии реализовалась, то мы получили бы затяжную склоку и расколы, а Евгений Вадимович так бы и не дождался выдвижения.
Здесь встает очень важный моральный и политический выбор - где обязательная в условиях жесткого противостояния необходимость поступиться соблазном уютного сектантства и пойти на компромисс в отстаивании идеологических и политических позиций перерастает в конформизм и приспособленчества, вырождается в лакейство. Всегда есть зазор между идеалом и суровыми реалиями. Партии, особенно революционные (т.е. открыто протестные) - это всегда такие политические армии. В армии необходимо подчиняться командирам и не разводить склок с однополчанами.
Но если армия хочет избежать разложения, то долг солдата противостоять военным преступлениям, мародерству, издевательству над сослуживцами.
Партия, в которой процветают порядки, полностью противоположные ее программным идеалам, необратимо движется на "пепелище истории", как прозорливо выразился Рейган Великий о перспективах европейского коммунизма.
Поэтому приспособленец, поддерживающий перерождение своей партии, в итоге наказывает себя и ее сам, лишая политического будущего.
Если только он, как директор ресторана в "Грибоедове" в булгаковском "Мастере...", который махнув рукой на вверенный ему и обреченный свитой Воланда на гибель ресторан, не решает спасти для себя хотя бы отборный балык, не является обычным политическим мародером.
Как это было с распадающейся КПСС, мы видели 26 лет назад. А еще через 10 лет мы видели, как это происходит с победившими компартию демократами.
Для того, чтобы ослабить вред от доминирования в политике партий, объективно постепенно превращающихся в авторитарные и пронизанные политической коррупцией структуры, особенно с учетом неизбежного роста роли парламента, а следовательно, и партийных фракций в государстве, новая политическая модель должна в наибольшей степени стимулировать появление лидеров, малозависимых от партий, а также быть устойчивой к неукротимому размножению партий "простым делением".
Наверное, лучше всего подойдет модель обязательных двухтуровых выборов, причем не только по мажоритарным округам, но и для партийных списков. Например, допуск во второй тур только списков, прошедших 2-3%-барьер, позволит сторонникам потерпевших поражения списков перераспределиться в пользу соседей по идеологическому спектру.
Применительно к настоящим итогам выбором 16 сентября 2016 года это означало возможность для электората ПАРНАСа и Роста поддержать список партии "ЯБЛОКО", которое переходом 3%-барьера обеспечило бы себе место в бюллетенях второго тура, а затем и получение 6-7% и создания приличной фракции. Одновременно необходимость заручиться скорой поддержкой соседей по идеологическому кластеру вынудило бы партии обуздывать дарвинистскую полемику внутри общей "эко-ниши".
И немного о молодежи. Я мало видел более отвратительных юнцов, чем те, что являются платными функционерами партий. (Барышни в подобных ситуациях тут же входят в роль работниц агентств по обеспечению эскорт-услуг, да еще угодливо стараются попасть в имидж трогательных простушек). Вечная неистребимая "комса", с молодых ногтей приучающаяся к лакейству, "партийной" дедовщине, суетливому угодничеству и очковтирательским рапортам.
Убежден, что в политику молодой человек должен приходить только на социальную позицию Гавроша - т.е. бескорыстного баррикадника. Митинги, пикеты, разнос агитации - всюду, где нужна отвага, энергия и обаяние юности. Для тех, кто постарше и пообразованней - экспертная помощь при правозащитной или природозащитной работе, информационно-интернетная деятельность.
А вот в профессиональную политику - депутаты или менеджеры партийных штабов должны идти только семейные и профессионально состоявшиеся люди, уже накопившие внутренние силы для отстаивания своих позиций, знающих жизнь и имеющих "гражданскую" профессию, что избавляет от пресмыкательства перед партийными бонзами.
* * *
Навальный как "Weltweite Judentum"
Когда я в 9 классе [1974 год] проходил 1-ую часть "Новейшей истории", то меня удивило, как Гитлеру удавалось внушать, что с целью погубления немецкого народа и европейской цивилизации "мировое еврейство" одновременно внедряет плутократию под фальшивыми знаменами либерализма (олигархи по нынешнему), но и стремится насадить марксизм, дабы спровоцировать классовую вражду (понятно, же, несвойственную арийцам) и устроить везде "русский большевизм".
Успех такой "оксюморонной" пропаганды* меня несказанно поражал. Ведь в немецких гимназиях логику преподавали!
Как это все можно, причем, и не без некоторого изящества, совмещать, я убедился только сейчас, когда Навального одновременно - и даже одни и те же - упрекают в том, что он готовится на 18 год на роль зиц-президента (кто-то должен закрыть своими могутными плечами путинскую камарилью от заслуженного), и что он готовит кровавую революцию, "бессмысленный и беспощадный", но при этом не выдвигает по-настоящему революционных идей, мобилизующих на баррикады и прочие радости жизни в виде коптящей лысой резины перед московской мэрией...
* Логика тут была такая - европейские континентальные евреи рассматривались как пионеры и локомотив модернизации (вестернизации) - имманентные носители "французского" (картезианско-энциклопедического) духа Просвещения и Гуманизма. Этот дух разрушал архаический синкрезис ("вандальские" и феодальные ценности). В результате буржуазия политически теснила феодалов (аристократию) и связанное с ними чиновничество, а заодно деконструировались "патерналистские" отношения между работодателем и работником, юнкером-лендлордом и крестьянином-арендатором. Да еще этот вольтерьянский атеизм! Словом, ломались все зорькинские "скрепы". Поэтому реакционный ретро-романтик Гитлер считал делом своей жизни борьбу с наследием Века Просвещения.
Но до масс такие сложные построения не доводили, считалось, что они интуитивно, "нутром" должны выявлять врага любезного их сердцу ностальгическому средневековью. Лет через 60 все эти построения пришли в Россию. Новым изыском стало только "объединение" нацизма и "еврейского/сионистского заговора" в один, что составляло уже настоящую конспирологическую матрешку.
_______
Александр Галич, "Баллада о прибавочной стоимости"
(фрагмент)
"... С воскресенья и до воскресения
Шло у нас вот такое веселие,
А очухался чуть к понедельнику,
Сел глядеть передачу по телеку.
Сообщает мне дикторша новости
Про успехи в космической области,
А потом: Передаем сообщение из-за границы.
Революция в Фингалии! Первый декрет народной
власти о национализации земель,фабрик,заводов
и всех прочих промышленных предприятий. Народы
Советского Союза приветствуют и поздравляют
братский народ Фингалии со славной победой!
Я гляжу на экран, как на рвотное,
То есть как это так, все народное?!
Это ж наше, кричу, с тетей Калею,
Я ж за этим собрался в Фингалию!
Негодяи, кричу, лоботрясы вы!
Это все, я кричу, штучки марксовы!
Ох, нет на свете печальнее повести,
Чем об этой прибавочной стоимости!.."
* * *
"Долой веревки, и проживем эти два месяца в самой бесстыдной правде! Заголимся и обнажимся!" (Ф.М. Достоевский, "Бобок", 1873)
Не надо крайностей!
Я не могу согласиться с призывом самоотверженного правозащитника - питерского историка Александра Скобова - к Григорию Явлинскому, заявившему, что: "Провокационные и интриганские политические выходки, подобные тем, что произошли в Москве 12 июня на Тверской, нами не поддерживаются в том числе и потому, что они провоцируют умышленное и неоправданное нарушение законов, что у абсолютного большинства людей вызывает отторжение к оппозиции, а в конечном счете ведет к усилению репрессий, как это было, например, после 6 мая 2012 года" - о том, что вождю партии "ЯБЛОКО" "пора бы уже и крестик снять".
Нельзя покушаться на веру человека!
Тут, скорее, необходима демократическая альтернатива - из того же анекдота - пора "натянуть трусы".
! Орфография и стилистика автора сохранены