В начале августа популярность и поддержка Трампа — "великого борца против северокорейской угрозы" — сильно выросла в Америке. Но уже 14 августа Гэллап (Gallup), старейшая фирма, специализирующаяся на опросах общественного мнения, объявила:
Уровень поддержки Трампа упал до 34%, рекордно низкого уровня; одновременно доля лиц старше 18 лет, выступающих против Трампа, выросла до рекордно высоких 61%. Трамп "добился" этого в результате своей де-факто поддержки (отказа критиковать всерьез) выступления белых супрематистов (расистов) и неонацистов в Шарлотсвилле, Вирджиния 11-12 августа. Точнее, 14 августа Трамп "поправился" и заявил "Расизм и неонацизм ужасны", но было уже поздно.
Да Трампу почти никто и не поверил. Все знают, что Дональд Трамп и его главный советник Стив Бэннон всей душой на стороне альт-райтов (ультра-правых).
А 16 августа Дональд Трамп "отличился" в очередной раз:
Президент Трамп приравнял (поставил на одну доску) активистов, выступивших против сборища расистов и неонацистов в Шарлотсвилле, к неонацистам и расистам ("Обе стороны виноваты"), которые маршировали там же со свастикой, флагами Конфедерации, антисемитскими лозунгами и значками "Трамп-Пенс". "Смелое заявление" Трампа немедленно поддержали лидеры Ку-клукс-клана и других ультраправых групп.
Изоляция Трампа усилилась. Самое главное: от Трампа отшатнулись — кажется, окончательно — Республиканская партия и крупный бизнес. До этого Трамп поддерживал связи с крупным бизнесом через Экспертный совет по промышленности и Экспертный совет по стратегии и политике.
Но 15-16 августа оба совета покинули афроамериканец Кеннет Фрейзер, исполнительный директор фармацевтической компании Merck, исполнительный директор фирмы Under Armour Кевин Планк, глава Intel Corp Баян Крзаних и бывший глава General Electric Джеффри Иммельт. В ответ на действия бизнесменов Трамп 17 августа решил закрыть оба экспертных совета. "Вместо того, чтобы оказывать давление на предпринимателей в совете по промышленности и по стратегии и политике, я их закрываю. Всем спасибо!" — написал Трамп в "Твиттере".
Дорого же обошлись Трампу Шарлотсвилл и собственная дурость!
Одновременно против Трампа открыто выступили лидеры Республиканской партии, в первую очередь сенаторы Линдси Грэм из Южной Каролины и Джефф Флейк из Аризоны. Грэм, в 2016 году пытавшийся баллотироваться в президенты, обвинил Трампа в разжигании напряженности в обществе своими комментариями о расовых протестах в Шарлотсвилле.
Флейк, состоящий в Юридическом комитете Сената, написал в своей новой книге, что республиканцы, поддавшись трамповской "политике злобы", предали свои принципы. Выступая 17 августа в деловом клубе города Чаттануга в своем штате Теннесси, сенатор-республиканец Боб Коркер призвал к "радикальным переменам" в Белом доме (понятно, что это значит "Вымести Трампа!") во избежание "большой беды".
По мнению американских политических экспертов, Трамп оказывается все больше изолирован от лидеров Конгресса (и от Конгресса в целом, по сути, превратившегося в Единую антитрамповскую партию).
Ни один из конгрессменов-республиканцев (сенаторов и членов Палаты представителей) не выступил по телевидению в защиту реакции Трампа на расовые беспорядки. Раньше они полагали, что "Трамп способен измениться и исправиться"; теперь иллюзиям конец.
Марк Твен талантливо описал историю папаши Гекльбери (Гека) Финна. Что только ни делали именитые граждане городка Санкт-Петербург в штате Миссури, в особенности Судья и Вдова, чтобы вернуть Папашу на путь истинный. Наконец, после серии неудачных опытов, Судья заявил, что "помочь Папаше может только хорошая пуля из хорошего ружья".
Кстати, вчера, 18 августа, Арнольд Шварценеггер, бывший сверхпопулярный актер и бывший губернатор-республиканец Калифорнии, и Митт Ромни, кандидат от республиканцев на президентских выборах 2012 года, также выступили с резкой критикой Трампа.
Американская элита — теперь уже не только вашингтонская элита — наконец-то, после Шарлотсвилля, разобралась в президенте Трампе. И шарахнулась о него как от чумы. В последние дни Wall Street Journal (охранительница устоев, защитница бизнеса) пишет из номера в номер, что Республиканская партия и весь бизнес-класс покидают Трампа.
Дрогнули даже русскоязычные евреи (которых Андрей Пионтковский как-то назвал "безумными трампистами"). Теперь и они взялись за ум, хотя и не все. Их настроения мне известны.
Попросту говоря, это изоляция. С Трампом остались — осмелюсь сказать — в основном одни маргиналы. Значит ли это, что правлению Трампа конец? Еще нет. Конгресс ждет результатов расследования Комиссии Мюллера, которая проверяет все дела Дональда Трампа, и в особенности его связи с Россией. Эти результаты нужны в качестве законного основания для импичмента. Подождем.
А как на все это реагирует Москва?
12-13 августа (в разгар событий в Шарлотсвилле) "связанные с Россией боты и тролли" резко усилили поддержку Трампа. Одновременно они резко усилили нападки на спикера Палаты представителей Пола Райана (#ResignPaulRyan — Райана в отставку!) и Советника по нацбезопасности Макмастера.
И неудивительно: Пол Райан, формальный лидер Конгресса и третье лицо в государстве, сейчас де-факто руководит борьбой Конгресса и против Трампа, и против Путина. А сам Конгресс стоит во главе противников и Трампа и Путина в Америке. Успеха тебе, Полли.
Чуть не забыл, Питер Тейль (Theil), единственный друг Трампа среди лидеров Кремниевой Долины, заявил 16 августа, что "правление Трампа с вероятностью 50% закончится катастрофой (finish in disaster)". Нет, не 50%, а гораздо выше.