Я использовал здесь два главных источника: статью политолога Юрия Федорова и статью о Хвасун-10 (Мусудан) в Википедии. Мои комментарии даны в скобках. Другие источники, мне кажется, мало что добавляют.

Для уточнения: Hwasong (Огненная звезда) по-русски читается Хвасун.

Итак. В 1992 году северокорейская компания "Йонванг" заключила большой контракт с КБ имени Макеева. Согласно контракту, предполагалась передача КНДР космической ракеты-носителя "Зыбь" и оказание помощи в ее производстве. "Зыбь" — вариант советской ракеты Р-27, использовавшейся на подводных лодках. Реализация контракта шла очень медленно — по крайней мере до 2001 года, когда РФ и КНДР подписали соглашения о сотрудничестве в области оборонно-промышленного комплекса, а также межведомственное соглашения о военных отношениях. (Впоследствии оказалось, что ракета Р-27 стала прототипом боевой ракеты Хвасун-10, или Мусудан. Вспомните, что изменилось в России к 2001 году...)

Первые сообщения о ракете Хвасун-10 (Мусудан) появились в середине 2000-х годов. Многочисленные источники подкрепляют версию о том, что двигатели и другие ключевые компоненты Хвасун-10 попали в КНДР именно из России. Вплоть до 2010 года российские военные и дипломаты категорически отрицали само существование такой ракеты. В 2009 году в Вашингтоне состоялось заседание российско-американской группы по совместной оценке угрозы распространения баллистических ракет, с участием высокопоставленного российского генерала Зудина. "Россия не думает, что ВМ-25 (Мусудан) существует. Ракета выглядит мифической", — сказал Зудин американским коллегам.

А 10 октября 2010 года миф стал реальностью: на военном параде в Пхеньяне впервые были продемонстрированы эти самые баллистические ракеты Хвасун-10 (Мусудан) на мобильных пусковых установках, очень близких к советским (белорусским) МАЗ-543. Ракеты Хвасун-10 действительно очень походили на советскую баллистическую ракету Р-27, созданную в 1960-е годы под руководством советского конструктора ракет для подводных лодок Виктора Макеева (в честь которого впоследствии было названо КБ).

"Ракеты Мусудан или Хвасун-10 на самом деле являются модифицированными ракетами для советских подводных лодок. Это хорошо видно по ракетному двигателю и конструкции", — свидетельствует Роберт Шмукер, профессор Технического университета в Мюнхене, в прошлом один из конструкторов в американском проекте "Спейс Шаттл". (Я упоминал его в первой из статей о "российском следе" в северокорейских ракетах три недели назад.)

Это же родство признают многие российские эксперты. "Судя по всему, источником вдохновения для северокорейцев действительно послужила советская морская баллистическая ракета Р-27... Речь не только о компоновке двигателя, но и о выборе пары "горючее — окиcлитель", — заявил российский эксперт Владимир Хрусталев.

Работы над Хвасун-10, очевидно, активизировались весной 2015 года. Именно в этот момент, встречаясь со своим коллегой из КНДР, министр обороны РФ Шойгу заявил: "Обе страны имеют большие планы, касающиеся расширения двусторонних отношений в различных областях..." Через полгода российская делегация во главе с первым замначальника Генштаба генералом Богдановским посетила КНДР. Обсуждали ли многозвездные генералы двух стран сотрудничество в ракетной области? В феврале 2016 года шеф разведки Южной Кореи Ли Бен Хо сообщил, что ключевые компоненты новой северокорейской ракеты дальнего радиуса действия (то есть Хвасун-10) поступали из России.

Испытания Мусудан (Хвасун-10) прошли в 2016 году и оказались не слишком удачными. Однако опыт работы над ракетой принес северокорейским специалистам немалую пользу. Она, например, была первой баллистической ракетой КНДР, двигатели которой работали на смеси гептила (unsymmetrical dimethylhydrazine) и тетраоксида азота (производство которых было освоено СССР и унаследовано Россией). В КНДР были созданы предприятия для изготовления этих компонентов; это потребовало достаточно сложных технологий (получить которые можно было только в России). Корейские ракетчики научились работать с ракетами, снаряженными этими ядовитыми веществами. (Ракета-прототип Р-27, очевидно, использовала эту же ядовитую смесь.)

До этого все северокорейские ракеты — типа Scud и Nodong (радиусом от 300 км до 1200 км) — использовали довольно примитивное керосиновое топливо.

Самое важное: двигатель одноступенчатой ракеты Мусудан (Хвасун-10) используется в качестве двигателя второй ступени ракеты Хвасун-12, предназначенной для удара по Гуаму.

Словом, все важнейшие компоненты и технологии Хвасун-10 получены из РФ. Больше того, они послужили основой для создания баллистической ракеты Хвасун-12.

Размеры и вес ракеты Хвасун-10 (общая длина 12 м, диаметр 1,5 м, общий вес 20 тонн, боеголовка от 1000 до 1250 кг) несколько отличаются от характеристик "советского оригинала" Р-27, но это не принципиально.

Испытания Мусудан, с первого по четвертое, имели место 15 апреля, 28 апреля (дважды) и 31 мая 2016 года. Все они закончились провалом. Пятое испытание, 22 июня 2016 года закончилось успехом (по утверждению северокорейской стороны) или провалом (по данным южнокорейских военных).

Наконец, шестое испытание — также 22 июня — было, по утверждению обеих сторон, успешным или частично успешным. Ракета пролетела 400 км "по горизонтали" и достигла максимальной высоты около 1414 км. Это позволило американским военным экспертам определить, что Хвасун-10 может пролететь 3150 км с боеголовкой примерно 650 кг. (Остров Гуам находится в 3400 км от места запуска ракеты.)

Седьмое испытание (15 октября 2016 года) и 8-е испытание (20 октября 2016 года) закончились провалом. Девятое испытание (11 февраля 2017 года) имело "неопределенный результат".

Хвасун-10 в целом показала неудовлетворительные результаты испытаний. Но она стала основой для ракеты большего радиуса действия Хвасун-12, успешно испытанной в мае 2017 года. Что очень важно, Хвасун-12 использует ту же мобильную пусковую установку.

Исходя из вышесказанного, можно сделать некоторые выводы.

Во-первых, разработка сравнительно примитивной, соответствующей советскому уровню 1960-х годов баллистической ракеты Хвасун-10 продолжалась — от начала разработки в 1992 году до серии испытаний в 2016 году — 24 года. В результате появилась ухудшенная, ненадежная копия советской ракеты Р-27. Ничего оригинального Хвасун-10 не содержит. Это очень многое говорит о низком научно-техническом потенциале Северной Кореи.

Во-вторых, даже этот примитивный результат был бы невозможен без очень интенсивной российской помощи, особенно в 2015-2016 годах. Зачем Москве это было нужно? Очевидно что не ради денег — что можно получить с нищей Северной Кореи? Вне всякого сомнения, целью Москвы было нанесение максимального вреда Америке.

В-третьих, успешно испытанная в мае 2017 года баллистическая ракета Хвасун-12, имеющая радиус свыше 4000 км и способная поразить остров Гуам и Аляску, намного совершеннее Хвасун-10, хотя и базируется в основном на тех же технологиях. Можно понять, что Хвасун-12 была создана в 2015-2016 годах. Разведсообщество США ее "проморгало".

Самое главное: абсолютно исключено, чтобы слабая промышленная и научно-техническая система Северной Кореи могла создать Хвасун-12, тем более так быстро. Если доля России в Хвасун-10 составляет, условно, свыше 80%, то в Хвасун-12 эта доля приближается к 100%. Цель та же — максимально навредить Америке.

О Хвасун-14 я кое-что скажу в следующей статье.

Александр Немец

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter