Некий французский журнал задался вопросом: Как самой бедной ядерной державе мира, Северной Корее, удается себя финансировать. И почему мировые санкции никак не мешают Пхеньяну развивать ядерную программу?
Да, Северная Корея кое-что экспортирует, посылает рабов в разные страны мира, тайно торгует оружием. А недавняя хакерская атака на серверы банков Бангладеш принесла Пхеньяну (если верить французскому изданию) аж 800 миллионов долларов.
И за всем тем Северная Корея – одна из беднейших стран мира. По оценкам Центрального Банка Южной Кореи, в 2016 году ВВП Северной Кореи на душу населения составил всего-то $1300. По оценке же очень экономического сайта tradingeconomics.com, весь ВВП Северной Кореи в 2016 году составил лишь $16 миллиардов, а ВВП на душу населения был меньше 1000 долларов. Страшная нищета, и существование на уровне выживания для подавляющего большинства населения.
Для сравнения: в 2016 году ВВП на душу населения Пакистана и Бангладеш – в пересчете на доллары по текущему обменному курсу – составил примерно 1500 долларов, чуть больше, чуть меньше (согласно tradingeconomics.сom и последним данным в лондонском еженедельнике Econоmist). Но даже эти две очень бедные страны живут гораздо лучше Северной Кореи.
Выводы просты:
– Северная Корея, вопреки своей нищете, тратит 3-4 миллиарда долларов в год (при пересчете по паритету покупательной способности) на армию и оружие. Часть средств идет на разработку и производство ракет и ядерных устройств; с этой целью создана определенная научно-производственная система.
– Но эта научно-производственная система очень примитивна и способна лишь воспроизводить иностранные технологии, да и то при условии что имеется полный комплект документации и ключевые импортные компоненты. Собственное творчество практически исключено.
Мне есть с чем сравнить: я изучал (среди много другого) процесс воспроизводства советских технологий (ракеты средней дальности, ядерные устройства, подводные лодки, прочее оружие и некоторые гражданские изделия) в Китае, в 1960-е – 1970-е годы, до начала Великой Реформы в 1979 году. Китай "сел в осаду" в 1960 году, располагая десятками тысяч комплектов советской технической документации, и почти 20 лет с великим трудом воспроизводил соответствующие советские изделия. Собственное "оригинальное" творчество практически отсутствовало. Уровень экономического и технологического развития Китая в те годы примерно соответствовал нынешнему уровню Северной Кореи.
"Звери из моря"?
Эта формула – Зверь из моря, то есть ниоткуда, дается в Апокалипсисе (Откровении) Иоанна Богослова. В момент вселенской катастрофы, этот Зверь выйдет из моря и будет управлять миром.
В нашем случае имеется сразу три северокорейских "зверя из моря": ракета средней дальности Хвасун-12 (намного превосходящая свою предшественницу Хвасун-10 или Мусудан), МБР Хвасун-14 (намного превосходящая Хвасун-12, не говоря уже о Хвасун-10) и взорванное 3 сентября ядерное устройство мощностью примерно 100-120 килотонн (все предыдущие ядерные устройства, взорванные в Северной Корее, не превышали по мощности 10 килотонн).
Ракета средней дальности Хвасун-10 разрабатывалась, на основе советского прототипа ракеты Р-27, с 1992 года. Впервые о ней стало известно западным СМИ в 2006 годах. В основном неудачные испытания Хвасун-10 проводились в 2016 году – в начале 2017 года.
Посмотрим теперь на Хвасун-12. Согласно Википедии, эта ракета впервые была "заявлена" Пхеньяном 14 апреля 2017 года, на военном параде. До этого момента о Хвасун-12 никто ничего не знал. Имели место три неудачных запуска – 4 апреля, 15 апреля и 28 апреля 2017 года. Удачный запуск 14 мая 2017 года показал всему миру, и в первую очередь Америке, что ракетная программа Северной Кореи вышла на принципиально новый уровень: Хвасун-12 способен поразить и остров Гуам и Аляску. Второй успешный пуск, "через Японию", состоялся 29 августа 2017 года.
Как и Хвасун-10, Хвасун-12 – одноступенчатая ракета. Двигатель Хвасун-12 был впервые испытан в марте 2017 года, он имеет в основе двигатель ракеты Хвасун-10 (довольно близкий к двигателю советской ракеты Р-27), но отличается повышенной мощностью.
Путь от Хвасун-10 до Хвасун-12 Пхеньян прошел всего-то в несколько месяцев, вместо обычных нескольких лет. На мой взгляд, "самостоятельный успех" или "оригинальная разработка" здесь совершенно исключены. "Кто-то" передал все необходимые технологии и помог их быстро освоить и реализовать.
Посмотрим теперь на Хвасун-14. Согласно (en.wikipedia.org/wiki/Hwasong-14), эта двухступенчатая МБР, с радиусом от 6700 км до 10.000 км, впервые была успешно испытана 4 июля 2017 года. До этого момента о Хвасун-14 никто ничего не знал. Неудачных запусков не было. Второй удачный запуск имел место 28 июля 2017 года.
Первая ступень Хвасун-14 практически совпадает с ракетой Хвасун-12. Согласно оценкам западных экспертов, двигатели Хвасун-12 и Хвасун-14 очень близки к двигателю РД-250, использовавшемуся в советской МБР Р-36 "Сатана".
Путь от Хвасун-10 до Хвасун-14, через Хвасун-12, Пхеньян прошел в несколько месяцев; в "нормальных условиях" для этого потребовалось бы как минимум 10-15 лет. Как и в случае с Хвасун-12, "самостоятельный успех" или "оригинальная разработка" здесь совершенно исключены. "Кто-то" передал Пхеньяну все необходимые технологии и помог их быстро освоить и реализовать.
И наконец успешное испытание, 3 сентября 2017 года, ядерного устройства примерно в 120 килотонн. "Кто-то" передал Пхеньяну все необходимые технологии и помог их быстро освоить и реализовать.
Очевидно что "кто-то" – это Москва. Надеюсь, у моих друзей-читателей сомнений в этом нет. Путин не скрывает своего удовольствия по поводу появления "трех зверей из моря". Больше того, Путин требует, чтобы никакие новые санкции на Северную Корею не налагались. Посмотрите обзор британской прессы.