На заблокированном "Каспаров.RU" очень интересные рассуждения Андрея Шипилова "Анатомия совка. Ватники в эмиграции. Как уехавшие на Запад от совка стали его поклонниками и пропагандистами".

Однако, в отличие от автора, я считаю, что отмеченная им путинизация является не "бациллами" советчины, занесенной в эмиграцию, но проявлением "изнанки" советского социума, которая в значительной степени была фашизоидная.

Я даже в свое время мрачно пошутил, что выпуская в 1971-78 годах (а потом прикрутив кран до 1989) порядка 100 тыс. евреев, КГБ создало огромный "нооскоп" - микророссию антикоммунистического будущего, чтобы посмотреть, как поведут себя представители советского среднего класса после отмены советской власти. 

И, разумеется, в 70-80 уехавшие в Израиле и США прошли тот же путь, что и СССР полтора десятилетия спустя, включая ненависть к "плюралистама"-либералам и даже ностальгию по православной монархии. За четверть века до путиноидов уже были солженицоиды.

Эмигранты почти всегда реализуют "стучащую в дверь" социально-историческую альтернативу, которой на родине еще долго быть маргинальной частью традиции.

Другая моя мысль, точнее, не моя, а проф. И.Г. Яковенко, заключается в том, что европейский фашизм - это полдороги от коммунизма к либерализму. Уходит утопичность, пропадают декоративные гуманизм и интернационализм, возвращается ценность приватной жизни, ее "простых" биологических радостей, царствует не только мелкое частное (фермер, лавочник, ремесленник, лица свободных профессий), но сама идея буржуазности, точнее, бюргерства.

Поэтому естественные процессы деутопизации коммунизма, если они идут медленно, подспудно, "латентно", приводят к фашизации "изнанки" советского общества. 55 лет назад это обличали как пагубно "мещанство", и именно с тех позиций, что обмещанивание несет скрытую фашизацию. 

Интересно, что одновременно западные левые писатели и философы также говорили об опасности "возвратной" фашизации как следствия экономического чуда, значительно увеличившего средний класс. Запад от этой тенденции избавил Май 1968 года. СССР - август 1991.

Однако стремительное проскакивание точки "промежуточной" фашизации привело к откату, и возвращаясь, исторический маятник вновь вернул нас к "зоне фашизации", миновать которую помогла перестройка, точнее, ее революционный период (апрель 1988 - сентябрь 1990 - обсуждение Плана "500 дней").

Таким образом, массовая эмиграция воспроизвела не "совок", а путинизм, только путинизм сугубо идеологический, без необходимой для него "опричнины".

Остается понять, почему путинизм так напоминает сталинизм, а не гитлеризм, муссолиниевизм или франкизм. 

Дело в том, что Сталин создал "цивилизационную матрицу" послеленинского социума. И даже разрушаемая, эта матрица несет в себе паттерны авторитарного поведения для всех социальных слоев и групп. Поэтому та стадия фашизации, которая объективно ждала "Веймарскую Россию", была разыграна по сталинским лекалам. 

Так постановки Шекспира в советском заводском драмкружке неизбежно принимали характер склок на коммунальных кухнях или дворовых разборок.

Кстати, точно также сталинская номенклатура стала воспроизводить стиль романовского самодержавия. С поправкой на отсутствие аристократизма и патриархальной набожности. Так и получилась формула "Партийность и Народность" - вместо уваровской триады.

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены