В понедельник истекает недельный перерыв, возникший в армянской революции из-за саботажа выборов нового главы правительства большинством действующего парламента от уже бывшей правящей партии. Впрочем, воспользоваться этой передышкой сверженная власть, судя по всему, не сумела. Напротив, события прошедшей недели показали глубокие внутренние корни свершающихся перемен и тотальную вовлеченность общества в этот процесс. Происходит медленное, но верное самоочищение, сказывающееся в неуклонном и всевозрастающем давлении снизу – на проворовавшихся губернаторов и неправедных судей, на распоясавшихся директоров школ и залгавшихся политиканов. Не проходит ни дня без известий об очередной добровольной отставке высокопоставленных чиновников и назначенцев – как в столице, так и в провинции. Все это тщательно и скрупулезно обсуждается в Фейсбуке – главном и, практически, единственном инструменте общественного мнения страны. Начало своеобразной народной люстрации (кстати, это одно из самых популярных сейчас слов в Армении) – главный итог первой недели после свержения власти. При этом не допускается излишнее злорадство, безоглядное ”линчевание” и ”охота на ведьм”, хотя на всю мощь запущен маховик остракизма – публичного общественного порицания наиболее одиозных взяточников, воров и лизоблюдов. Повторюсь – все это итоги первых же дней революции, причем еще до ее фактической победы и юридического закрепления, без использования государственных правовых механизмов. Зато все это быстро и надежно укрепляет рождающееся на глазах гражданское общество, особенно его молодую часть, все это свидетельствует, что происходящее есть ответ на общенациональный запрос, а не инициатива одного или нескольких амбициозных деятелей, и уж тем более не ”заказ из-за рубежа”.
По-прежнему необъяснимой глупостью прежней власти выглядит бойкот парламентским “большинством” выборов Никола Пашиняна премьером, тем более, что уже на следующий день появились официальные сообщения о готовности республиканской фракции голосовать в его пользу спустя неделю. По-прежнему трудно найти рациональное объяснение столь самоубийственному поведению республиканцев, лишившихся из-за этого каких-либо перспектив своего политического будущего. Впрочем, одно предположение на этот счет мы высказали в предыдущем комментарии и оно, как будто, подтверждается. Республиканцы явно поддались на чьи-то посулы и провалили голосование, таким образом, возможно, сами не понимая этого в тот момент, оттянув развязку на неделю, до 8 мая, ради ”гладкой” инаугурации Путина 7 мая. Помогло ли это Путину? События 5 мая по всей России показали, что нет. Помогло ли это армянским республиканцам? Еще менее. Они были принесены в жертву фальшивому календарному пафосу Кремля и это многое объясняет в современной российской политике.
Тем временем, вынужденная сдержанность Путина прорвалась яростным хамством его холуев: спикер всемогущего Сечина, бывший журналист Леонтьев с пеной у рта орал в микрофон ”Комсомольской правды” оскорбления и угрозы в адрес Армении, называл революцию проституцией, взывал к Азербайджану и Турции для возмездия армянам в виде новой резни, в то время как его собеседник, некто Юрьев, предлагал обойтись российскими силами двух полков, которые утопят Армению в крови ради имперской славы России.
В Армении внимательно выслушали откровения идеологов Роснефти и Газпрома – главных союзников Кремля. Очевидно, сделанные здесь выводы не обрадуют этих и других российских имперцев. Их “исторические аллюзии” и вопли о ”неблагодарности” армян вызывают лишь недоумение и отвращение. В ноябре 1920-го года независимая Республика Армения, признанная Лигой Наций по Севрского договору на территории 160 тысяч квадратных километров от Трапезунда и Вана до Нахичевана и Карабаха, стала первым государством, оккупированным Советской Россией в союзе с кемалистской Турцией и поделенным на три части между этими двумя агрессорами и Азербайджаном. Тогда Ленин и Сталин объясняли это необходимостью принести армян в жертву мировой революции ради советизации Турции и всего Ближнего Востока. Результаты известны. Как известен и итог санкционированных Кремлем армянских погромов в Сумгаите и Баку в 1988-1990 гг. Распад СССР. За что требуют от Армении благодарности и чему готовы принести ее в жертву кремлевские идеологи на сей раз – это их дело. Наше дело – не позволить этому жертвоприношению повториться. Никогда.
Если в предыдущие дни самым востребованным атрибутом в Ереване были автомобили с люками, сфотографироваться в которых с развевающимся национальным флагом в руках и с распущенными по ветру волосами считала своим долгом каждая местная красавица, то самым ходовым товаром на этих выходных стали белые майки, сорочки и платья. По призыву нескольких участниц протестного движения сторонники Никола Пашиняна придут на площадь Республики в этот вторник в белой одежде. Правда, день по прогнозам будет дождливым, так что разноцветные зонтики и плащи, скорее всего, нарушат монохромность замысла. Но красота идеи часто превозмогает обстоятельства. Молодежь, отмывающая огромную площадь водой наутро после каждой демонстрации; деревенские жители, приезжающие в столицу на автобусах и аккуратно, в принесенные кульки сплевывающие семечную лузгу; светские дамы, тщательно подбирающие для митинга лучшие наряды (на этот раз белые); полиция и армия, отказавшиеся применять силу против собственного народа; лидеры революции, предостерегающие народ от вендетты против ”бывших” – все они вместе решили, что победа над прошлым должна быть одержана чистыми руками, с незапятнанной совестью, без зла и без крови. ”Революция открытых рук”, ”революция рюкзаков” – армянская революция хочет остаться девственно белой и войти в историю как революция любви. Хватит ли одного лишь желания, хватит ли любви? Кое-что выяснится во вторник. Но вторник – лишь начало недели.
! Орфография и стилистика автора сохранены