В Москве действуют различные "аналитические центры" для прикрытия работы спецслужб. Во внешний мир эти "центры" должны генерировать мягкую силу, но по факту они распространяют пропаганду, конспирологию и аналитический белый шум. Пример - Российский институт стратегических исследований (РИСИ) при президенте РФ, который до 1992 года именовался "НИИ разведывательных проблем Первого главного управления КГБ СССР". До 2016 года "разработкой стратегии РФ по отношению к Украине" в институте занималась заместитель директора РИСИ Тамара Гузенкова.

Приведу пример белого шума из аналитического доклада Гузенковой, выполненного по заказу мэрии Москвы, о проблеме СПИДа:

"Почвенная изначальность стихийно растущей святой московской земли противостоит искусственно и рационально организованному Петербургу, главной составляющей мифа которого стала апокалиптика обреченного града... Идея сексуального просвещения школьников навязывается Западом для демографического сдерживания стран, которые рассматриваются как геополитические конкуренты".

Интересны воспоминания Александра Сытина, который работал в РИСИ до 2014 года: "Аналитическая составляющая усилиями Т.Гузенковой была нивелирована практически до нуля. Зато десятками шли записки о необходимости формирования в украинском тылу боевого пророссийского подполья, засылки диверсионных групп, подготовки к броску в направлении Мариуполь – Николаев – Одесса и создания Великой Новороссии, включающей Приднестровье, которая, как и Крым, должна была воссоединиться с Россией".

В иерархии спецслужб, РИСИ это скорее место для почетного выхода на пенсию ветеранов разведки. Генерируемый "ветеранами-аналитиками" бред на самом деле ни в правительстве, ни в администрации президента никто не читает. Но задания для докладов подобные "аналитические центры" действительно получают в Администрации президента РФ. Соответственно, по вторичному анализу деятельности "аналитических институтов", подобных РИСИ, можно судить о процессах, происходящих в центре принятия решений в Кремле.


В апреле 1996 года в Москве был организован Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ) - "негосударственная организация", основной целью которой являлось "изучение проблем Ближнего зарубежья, а также определение и научная поддержка российских интересов на территории бывшего СССР". Уже в 1997 году вышел большой доклад института, многие тезисы которого стали понятны гораздо позже. Например, в нем впервые прозвучал призыв к федерализации Украины для защиты российских интересов на территории СНГ. Цитата:

"Новое, ближнее для России зарубежье — не просто сфера ее влияния, это арена борьбы за выживание и консолидацию России на основе многовекового опыта такой консолидации... Российская Федерация не может, не способна сосредоточиться в границах, определенных ей в удел, после жестокого поражения в мирное послевоенное время...Только активные действия (вплоть до дестабилизации внутриполитической ситуации в регионах, где особенно активизировались антиинтеграционистские силы) способны предотвратить процесс медленного, но неотвратимого ухода этих государств от России".

"Смена приоритетов даст России повод ревизовать всю существующую систему договоренностей по территориальному размежеванию республик после распада СССР, игнорировать применительно к ним принцип территориальной целостности и поставить вопрос о переделе этого пространства на основе права нации на самоопределение".

"Без Украины Россия не империя", — слова наиболее емко и точно отражают значение Украины для судьбы любой попытки интеграции на постсоветском пространстве. Если Россия будет пытаться превратить СНГ в действительное и дееспособное Содружество, нам не миновать рано или поздно пройти через испытание в отношениях с Украиной. Испытание Украиной неизбежно и это также верно, как то, что любой путь объединения Германии — в прошлом ли, в этом веке, — всегда лежал через Австрию".

"Правительству Российской Федерации необходимо не затягивать, а форсировать установление реальной границы с Украиной, предварив эту работу заявлением о выделении проблемы Крыма и Севастополя в отдельное рассмотрение. Мы не исключаем и других шагов: отказа Украине в прямых и косвенных кредитах; требования ускоренного погашения украинского долга; установления режима неблагоприятствования Украине в использовании российской инфраструктуры для осуществления внешнеэкономических связей с другими странами СНГ; постепенного установления экономической блокады Украины.

В конечном счете, следует понимать, что хотя распад Украины — проблемный для России вариант, но лучше способствовать ему, чем терпеть постоянный вызов Украины и эрозию наших усилий в ближнем зарубежье (многих сегодняшних проблем могло бы не быть, если бы в свое время Россия помогла выделению Западной Украины в самостоятельное государственное образование). Во всяком случае, федеративное устройство Украины – единственная прочная, вневременная гарантия ее подлинной дружбы, сотрудничества и партнерства с федеративной Россией".


В июне 2008 года в Москве появилась еще одна интересная "неправительственная" организация — Международный Институт Новейших Государств. Его основной задачей стало "изучение и описание феномена формирования и развития новейших государств мира, перспективный анализ и экспертиза влияния новейших государств на мировые геополитические процессы".

В перечень "новейших государств", по мнению института, входят:

Абхазия;
Гагаузия;
Нагорный Карабах;
Приднестровская Молдавская Республика;
Южная Осетия.

Так же на сайте института перечислено несколько перспективных проектов по созданию "новейших государств":

"Евразийское будущее Закавказья" - запущен в марте 2016 года;
"Глобус Бессарабии" - запущен в августе 2016 года;
"Гражданская миссия в местах компактного проживания национальных меньшинств на территории Украины" - запущен в мае 2009 года.

В Кремле знатные выдумщики по подмене понятий. Вопросами "урегулирования" в Украине, параллельно с Международным институтом новейших государств с 2009 года занимаются Фонд содействия национальным меньшинствам и мигрантам "СОГЛАСИЕ" и Всеукраинская лига гражданского лоббирования. Все вместе называется Рабочая Группа по урегулированию и предотвращению конфликтов СНГ. Понятно, что ни к "урегулированию", ни к "предотвращению" это не имеет ни малейшего отношения, скорее наоборот.

У меня нет времени читать весь этот бред, генерируемый "аналитическими центрами" Кремля, но об основных трендах политики Администрации президента РФ по созданию "новейших государств" можно судить по дате, частоте и направленности "аналитических статей". Последние публикации Международного института новейших государств:

Абхазия - июль 2012 года;
Гагаузия - ноябрь 2013 года;
Нагорный Карабах - июль 2012 года;
Приднестровская Молдавская Республика - сентябрь 2016 года;
Южная Осетия - июль 2012 года.

"Евразийское будущее Закавказья" - апрель 2017 года;
"Глобус Бессарабии" - май 2018 года;
"Гражданская миссия в местах компактного проживания национальных меньшинств на территории Украины" - апрель 2018 года.

Анализ активности выхода статей и их заголовков показывает, что основными целями Кремля на постсоветском пространстве сейчас являются (по мере убывания рейтинга):

Бессарабия (юг Молдовы и юго-запад Одесской области)
Донбасс
Украинская ГТС

Со значительным отставанием в "статьях" упоминаются места компактного проживания нацменьшинств в Украине.

Из государств на постсоветском пространстве чаще всего встречаются Украина, Молдова, Беларусь, Киргизия, с небольшим отставанием Казахстан.

Из других государств актуальны Сирия и Черногория. Подробно я эту тему не смотрел, желающие могут изучить статистику публикаций о своей стране самостоятельно.
http://www.iines.org/


P.S. Глава СБУ Василий Грицак заявил в начале апреля о имеющихся у него оперативных данных о том, что спецслужбы России "вновь активизировали" в Одесской области и приграничных районах Молдавии проект "Бессарабия". По его словам, Москва будет пытаться раскачивать ситуацию в Одесской области и в Молдавии в контексте бывшего исторического региона Бессарабия. "Это также касается Приднестровья, поскольку в Приднестровье стоит контингент российских войск. Всего там около тысячи российских военных".

P.S.2. Значительная часть "исторического региона Бессарабия" покрывается вещанием кремлевской пропаганды со спутника и из ретрансляторов, расположенных в Приднестровье. Для организации массовых беспорядков в регионе достаточно включить тотальную спецпропаганду о том, как украинские и молдавские "фашисты" "распяли бессарабского мальчика", либо "изнасиловали бессарабскую девочку".

P.S.3. По ссылке старое интервью Грицака о попытках создания "бессарабской народной республики" на части территории Одесской области.
 

P.S.4. Директор "Института диаспоры и интеграции" Константин Затулин за свои усилия по "определению и научной поддержке российских интересов на территории бывшего СССР" награжден 19-ю правительственными наградами. В том числе:

2003 - орден "Честь и слава" (Абхазия);
2006 - орден Республики (Приднестровье);
2014 - медаль "За возвращение Крыма";
2015 - орден "За верность долгу" (Республика Крым).

P.S.5. Параллельно с открытием "институтов новейших государств", в Москве закрываются институты развития демократии, созданные во времена становления независимости Российской Федерации от СССР. На днях был окончательно уничтожен Международный фонд "Демократия", созданный в 1993 году Александром Яковлевым и публиковавший сборники уникальных документов из советских архивов.

P.S.6. Анализ публикаций Международного института новейших государств позволяет сделать предположение, почему так отличалась реакция Кремля на "цветные революции" в Украине и в Армении.

Первые публикации о перспективах "формирования и развития новейших государств" на территории Украины датируются 2009 годом. Судя по срокам ввода в эксплуатацию третьего энергоблока Ростовской АЭС, без которой было бы невозможно электроснабжение Крыма, активная часть спецоперации в Украине планировалась на президентские выборы осенью 2015 года. События на Майдане подтолкнули Кремль перенести сроки реализации уже запущенного проекта.

Последние публикации по Армении датируются 2012 годом. Общая позиция Кремля - "куда она из стойла денется". Протесты в Армении, возможно, не были неожиданностью, но для начала масштабной спецоперации в этой стране не было подготовлено достаточно сил и средств. Поэтому революция в Украине привела к запуску уже практически подготовленной спецоперации, а революция в Армении только к началу такой подготовки.

Внимательно следим за появлением свежих "исследований" о перспективах "формирования и развития новейших государств" в разделах "Армения", "Нагорный Карабах" и "Евразийское будущее Закавказья".

Юрий Христензен

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены