Игорь Эйдман выложил фотографию одного из листов темника Администрации президента для Первого канала.

Я склеил разворот в редакторе, чтобы удобнее было читать. К фотографии темника уместно будет напомнить цитату из недавнего интервью социолога, профессора Высшей школы экономики Симона Кордонского о функционировании этой системы:

"Здесь создана очень интересная социальная машина. В администрации [президента] проходит совещание, на котором определяют, что будут показывать в ближайшие 10 дней, и кто это будет показывать, какой канал. Потом идет совещание с каналами, уже в другом составе, где до них доводят задание. Потом включается телевизор, вещает. После того, как он отвещался, в дело вступают ФОМ и ВЦИОМ. Они проверяют, насколько люди в ответах на жестко сформулированные вопросы повторяют формулировки, которые идут из телевизора. Если хорошо повторяют — значит, хорошо сработали. Вот это — машина воспроизводства якобы общественного мнения. А на самом деле — его унификации".

На фотографии темник с 26 марта по 6 апреля 2014 года. Такие "документы" каждые 10 дней получают редакторы всех центральных СМИ. После этого Киселевы, Соловьевы и прочие Шейнины реализуют указания Администрации президента в меру своей распущенности. Потом в дело вступает машина по мониторингу эффективности пропаганды. Это не только ФОМ и ВЦИОМ, которые проводят офлайн опросы, но и компания Кpибpyм Игоpя Aшмaнoва, которая ежедневно выкачивает и мониторит сотни миллионов сообщений в блогах и соцсетях.

Для того, чтобы понять эффективность этой машины по производству мнений, не надо далеко ходить. У меня в комментариях всегда есть один-два человека, которые неосознанно, но упорно и эмоционально "повторяют формулировки, которые идут из телевизора". Для того, чтобы им легче было отстаивать точку зрения Администрации президента РФ, питерское Агентство Интернет Исследований ежедневно генерирует сотни статей, тысячи записей в соцсетях, десятки тысяч комментариев и миллионы репостов.

Я подписан на рассылку фейковых "новостей" АИИ. После фотографий темника во вложении я добавил скриншоты содержимого рассылки с 26 марта по 6 апреля этого года. Я насчитал более 120 фейковых "статей" за 10 дней только на одном пропагандистском ресурсе, на который меня подписали сотрудники АИИ. Таких ресурсов сотни, дней в месяце 30, и это только "статьи", не считая блогов и фейковых аккаунтов в соцсетях. Сегодня они ежедневно заполняют фейками значимый сегмент Интернета.

Для того, чтобы понять масштаб проблемы, приведу две цифры. Из 8 млн ссылок в соцсетях накануне выборов президента Франции, 2 млн (25%) были сгенерированы сотрудниками АИИ. В первом квартале 2018 года (за три месяца!) администраторы facebook удалили 583 миллиона фейковых аккаунтов. При том, что сервера facebook не находятся в России и неподконтрольны Администрации президента РФ (хотя попытки переноса части серверов в Россию предпринимались). В подконтрольных Кремлю соцсетях (ЖЖ, ОК, VK) ситуация гораздо хуже.


Директор Института цитологии и генетики СО РАН (одно из академических учреждений, разрабатывающее "технологии предотвращения цветных революций") в своем интервью приводил цифры, поясняющие механизм переплюсации мнений от состояния "немыслимо" до состояния "так должно быть":

"Каждый человек находится в мощном информационном потоке, в котором он должен выбирать свою позицию — что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. В этих условиях, возникла возможность управления общественным мнением. Предположим, есть группа, А — эти люди считают, что небо должно быть синим, и есть группа Б — те, кто думают, что хорошо, когда небо голубое, и есть группа нейтральных, тех, кто соглашается с, А и Б одновременно. Людей с устойчивым мнением, которые будут в любых обстоятельствах отстаивать свою точку зрения, как правило, всего 3?4%. Но если, например, в группе, А эту подгруппу жестких носителей идеи искусственно „подкачать“, увеличить ее до 10%, то количество людей, имеющих мнение А, резко вырастет. Это и есть то, что называется революцией мнения."

Статистика последних президентских выборов во Франции показывает, что во франкоязычной среде информационные войска Кремля способны "подкачать" подгруппу жестких носителей определенного мнения до 25%. Аналогичные цифры они показывают в немецкоязычной среде. Это тот бонус, который получают Мари Ле Пен и AfD. В англоязычной среде эффективность вмешательства выше, что показывают Брэкзит и выборы в США. В русскоязычной среде с большим количеством полезных идиотов информационные войска АП РФ способны обеспечить полное доминирование заданного мнения.

Россияне беззащитны перед пропагандистской машиной Кремля. Они инстинктивно присоединяются к доминирующему "мнению", которое генерирует пропаганда. Спасти людей может логика и развитое критическое мышление. В условиях пропаганды этот навык сохраняют только 12% (в условиях спецпропаганды 8%) населения. Если взглянуть на феномен "крымнаш", мы получим близкие цифры. Отсюда можно сделать интересный вывод — отключение пропаганды со временем должно привести к снижению количества жестких носителей "крымнашизма" до стандартных 3-4%, которые мы наблюдали до весны 2014 года.

Кащеева игла Кремля находится на острие пропаганды, и отключение тотальной машины манипулирования неминуемо приведет к радикальным изменениям в общественном мнении россиян. Изменения произойдут не сразу и не обязательно в лучшую сторону. В условиях дезориентации люди склонны уходить в архаику. Свидетели распада СССР помнят подъем интереса к церкви, летающим тарелкам и тазикам, заряжаемым через экран телевизора. Но это лучше, чем окончательная деградация общества под напором тотальной пропаганды.


P.S. "The Geneva Declaration on Terrorism" 1987 года определяет "кампании по дезинформации, направленные на дестабилизацию других государств", как один из признаков государственного терроризма.

P.S.2. Окружающие Россию страны стараются подальше отодвинуться от кремлевской пропаганды. Ограничивают вещание центральных российских телеканалов и информацию АИИ, развивают национальные языки. Даже Лукашенко внезапно воспылал любовью к беларускому, а Назарбаев вообще перевел страну на латиницу.

P.S.3. Цель пропаганды - манипулирование поведением людей в ущерб собственным интересам и интересам своих близких в пользу интересов центра вещания пропаганды. Имея рычаги скрытого управления поведением людей, можно безнаказанно делать все, что угодно. Развязывать и останавливать войны, выбирать президентов, организовывать массовые беспорядки и теракты, влиять на потребление населения.

P.S.4. Специфика пропагандистской машины Кремля в наличии обратной связи через исследование социологии и мониторинг соцсетей. Это обеспечивает ей устойчивость. Кремль может задумать и осуществить любое преступление, характеризуемое как "неприемлемое", если социология показывает возможность перевести его в разряд "так должно быть". И не лезет туда, где результаты мониторинга показывают обратное.

Из этого следует, что противодействие пропагандистской машине Кремля должно включать не только ограничение распространения фейкового контента и создание замещающих нарративов, но и ограничение возможностей мониторинга общественного мнения в странах-жертвах информационной агрессии.

P.S.5. Площадь оккупированной территории Украины зависит не столько от вооруженного, сколько от информационного сопротивления. В случае информационного доминирования, Кремль преодолевает любую конвенциональную оборону. Достаточно взглянуть на фотографии Грозного и Алеппо. В Украине ничего этого не было в результате своевременно начатого информационного противодействия.

P.S.6. Многие не знают, что 3 марта 2014 года антиукраинские активисты захватывали Одесскую государственную администрацию. Тогда "Одесская народная республика" была еще не готова. После отключения российских телеканалов, эта неготовность стала еще выше. Потом тех, кто захватывал ОГА, слили для получения пропагандистской картинки 2 мая. Интересно было бы глянуть на темники АП накануне этих событий.

 

Юрий Христензен

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены