Либеральный мир должен быть благодарен Путину за его откровенное высказывание о том, где он видит либеральные ценности. А видит он их в гробу. Но любопытно, есть ли у него реальные основания для такого виденья, кроме такой личной неприязни, что он аж кушать не может?
Не стоит забывать, что Путин с молодых лет является профессиональным борцом с либеральными ценностями, каковые КГБ СССР рассматривались в качестве враждебной идеологии.
Парадокс истории заключается в том, что именно временное, хотя бы только декларативное, торжество либеральных ценностей в постсоветской России обеспечило Владимиру Путину приход к высшей власти в стране, окончательно победившей социализм.
У Путина хватило ума долгих двадцать лет не признаваться в своей ненависти к либерализму за те ценности, которые тот исповедует. Гражданские свободы по Путину — это химера. И такое отношение к гражданским свободам с Путиным абсолютно разделяют мусульманский и китайский миры — многомиллиардные человеческие цивилизации.
Выступать сегодня за защиту либеральных ценностей могут только идеалисты, как, впрочем, и было всегда.
Идеалистом Путин не был никогда, а как прагматичный русский националист — а я как раз вполне сочувственно отношусь к его словам о том, что ему не нужен мир без России, — какой он должен видеть судьбу России на путях либерализма?
Как-то окончательная победа идей либерализма в мире не просматривается.
Или кто-нибудь, кроме бывшего президента Обамы, продолжает еще считать так называемую Арабскую весну приметой приближающейся эры полного и окончательного торжества либерализма?
Путин прекрасно знает, что и в странах либеральной демократии полного и окончательного торжества либерализма на уровне идеологии не было никогда. Иудаизм и христианство сами по себе не считают либеральную демократию единственным государственным строем, угодным Богу. Можно без всяких натяжек считать, что Заповеди Моисея и проповедь Иисуса из Назарета являются провозвестниками гуманистических ценностей, но никак не либеральных.
Путин медицински точно определил, что место либерализма в мире сегодня крайне зыбко. Например, девять из десяти кандидатов от демократов на пост президента США на первых же своих дебатах поддержали идею о возвращении Америки в ядерную сделку с Ираном.
Девять из десяти видных демократов Америки!
В каких отношениях Иран с либеральными ценностями, все помнят?
Как Путин может не замечать кризиса либерализма?
Пока что он поостерегся призвать к его уничтожению — то есть к уничтожению носителей идей либерализма, тех, кто разделяет либеральные ценности. А, скажем, глава Чечни, которая формально является субъектом Российской Федерации, отнюдь не стесняется в выражении своих чувств к носителям либеральных идей и вряд ли полагает, что как таковые они имеют право на существование.
Духовный альянс Путина и Кадырова вполне показателен: национализмы у них разные, а полное неприятие либерализма — одно.
И ненависть к либерализму оказывается посильнее иных политических страстей и душевных пристрастий.
Например, таких чудовищных гонений на мусульман, как в нынешнем Китае, возможно, не было в истории человечества.
Слышим ли мы суровые осуждения Китая в этой связи от руководителей мусульманских стран?
Зато мы часто слышим от них осуждения Израиля.
И дело тут, конечно, не в защите мусульманских ценностей, на которые Израиль и не посягал никогда, а в ненависти к либерализму.
Путин не одинок.
Напротив — он из абсолютного большинства.