А вообще было бы интересно прикинуть, чисто в плане мысленного эксперимента: а что, собственно, может помешать в России фальсифицировать статистику смертей, к примеру, от того же коронавируса? Ну просто, чисто теоретически порассуждать: а какие, собственно, у нас есть в государстве и обществе механизмы, которые бы препятствовали фальсификациям – особенно если бы вдруг, предположим, на такие фальсификации был бы "заказ" со стороны верховной власти?
И есть ли такие механизмы?
Просто представим себе вот такую "невозможную дичь": допустим, из Кремля, то есть непосредственно от Путина, вниз по всем регионам уходит указание – цифру "ковидной смертности" всячески занижать. Какой для этого может быть резон? Да любой; может быть, таким образом Путин "не хочет людей волновать". Или хочет "утереть нос Америке". Мы ведь гипотетически рассуждаем – нам резон не важен. Нам важно другое – понять, возможно ли само наличие такого указания как-то "разоблачить". И если да – то как.
Тут без сравнительного анализа не обойтись – поэтому для сравнения возьмем, к примеру, США: как бы там происходило разоблачение? Допустим, президент Трамп тоже вдруг решил бы занижать цифры смертности (с ним даже понятнее, зачем бы ему такое – чтобы переизбраться). Значит, он бы тоже разослал подобные указания по всем штатам… Тут, впрочем, сразу стоп: Трамп ведь – республиканец, а в Америке чуть не в половине штатов губернаторы из соперничающей партии – из демократов. Стали бы губеры-демократы исполнять такие – заведомо незаконные – указания президента-республиканца? Очевидно, нет…
Стало быть, вот и первый "предохранитель", встроенный в американскую политсистему. Вернемся к России – сразу видим, что у нас такого предохранителя нет. У нас подавляющее число глав регионов – из той же "президентской" "Единой России", то есть подчинены президенту в том числе и по "партийной линии". Ну и есть несколько губеров-"отщепенцев", которые входят в клоунские "другие партии", типа какой-нибудь "Справедливой России" - но все в России (и они сами) понимают, что это чистая формальность… Так что нет, в РФ этот предохранитель не работает.
Идем дальше. Значит, Кремль спускает указание губернаторам, те – дальше вниз, начальникам моргов и загсов. Что будет делать начальник морга, получив сверху "неформальное" указание занизить цифру умерших "по ковиду"? Ну как что – выполнять, конечно. А что ему делать – вставать в позу? Так это будет просто расценено как "нарушение дисциплины".
Опять же – возьмем для сравнения Америку. Допустим, там Трамп "спустил" указание губернатору-республиканцу, тот взял под козырек – стал того же требовать от местных статистических служб. Во-первых, далеко не все морги и загсы в штате ему подчиняются – ведь в Штатах (да и в других странах Запада) нет такой четкой "вертикали". Поэтому что-то требовать УЖЕ затруднительно. Но главное – незаконные действия по сокрытию реальной смертности могут быть чреваты для исполнителей, так как их есть кому разоблачить, и, более того – есть те, кому ВЫГОДНЫ любые такого рода разоблачения.
Это, во-первых, пресса: есть издания, радиостанции и телеканалы, которые, к примеру, ненавидят действующего президента и считают своим долгом всячески его дискредитировать. Помимо этого, в каждом штате также есть СМИ, которые хотели бы "свалить" губернатора. Для них скандал с незаконными сокрытиями смертей по приказу исполнительной власти – просто подарок, и уж они постараются его раздуть.
Ну и во-вторых (и это, возможно, еще важнее прессы) – есть в каждом штате политические противники действующей власти; люди, которые вполне официально борются с ней и хотели бы занять ее место. Для них любой фейл, любая промашка губера или Трампа – повод для скандала или даже для импичмента. Они вцепятся в любое признание – и, возможно, им даже "копать" не придется: тот или иной начальник загса или морга САМ прибежит в оппозиционную газету или в офис Демпартии, чтобы рассказать, к каким жутким незаконным вещам его склоняют "эти проклятые единороссы"… то есть тьфу – республиканцы, конечно. И чтобы "исполнить свой гражданский долг", и, конечно, в надежде на щедрое поощрение со стороны политических противников власти.
А что у нас? А у нас, как нетрудно убедиться, и эти "предохранители" тоже блистательно отсутствуют. На сегодня НИГДЕ в России нет ни оппозиционной прессы, ни реальных политических противников действующей власти. Они просто отсутствуют как класс. Всё – полностью зачищено, до блеска. То есть, по факту: если даже вы – честный начальник морга (или, к примеру, честный журналист-расследователь из какого-нибудь Челябинска или Урюпинска), и у вас в руках документы с какой-нибудь "реальной смертностью от ковида" - вам буквально некуда пойти с этими своими разоблачениями.
А куда? В местную газету? Так там главред – подчиненный губернатора, то есть – младшее звено в Вертикали, то есть – подчиненный Путина. В другую газету? А другой газеты, извините, нет. На радио, на городской телеканал? Их тоже возглавляют подчиненные Путина. И других нет – те, что были, извели еще в нулевые.
Куда еще – к прокурору? Увы, прокурор – подчиненный Путина. К начальнику милиции? То же самое. Может, в эту… оппозиционную партию, какую-нибудь КПРФ? Бесполезно, ее председатель – тоже подчиненный Путина. Что же делать – в Би-Би-Си позвонить по межгороду? Ну это только, если хочешь, чтобы тебя "приняли" как шпиона, норовящего разгласить "государственную тайну".
Почему я называю всех перечисленных уважаемых людей "подчиненными Путина"? А тут простейший критерий: "подчиненными" мы называем всех тех, кого начальник может уволить. Скажем, Собянин может уволить директора московской школы? Может. А начальника московского ГУВД? Не может. Поэтому директора считаем его подчиненным, а главмента – нет. Все просто.
По этому критерию в стране все госслужащие – подчиненные Путина. Собственно, все его "Прямые линии" только на этом и строятся последние 20 лет. "Здравствуйте, мы звоним из Урюпинска, нам начальник ЖЭКа отключил горячую воду, помогите! – Как так?! Это безобразие, я немедленно разберусь!" И президент разбирается. Почему во Франции или в США президенты никогда не проводят таких "прямых линий"? Одна из основных причин – потому что в аналогичных случаях они были бы бессильны: начальники разных муниципальных и прочих служб им не подчинены, они не могут их уволить. А в России – можно!
Поэтому в России, если ты вздумал "разоблачать" плутни, инспирированные Первым Лицом, тебе идти некуда. Куда ни пойдешь – всюду нарвешься на его же подчиненных.
Можно, конечно, сказать, что "можно же пойти к Навальному!" Ну да. Но тут еще одна мина, отличающая нас от Запада: Навальный – это ведь именно Несистемная оппозиция. То есть Навальному просто никто ничего не даст.
"Здравствуйте! Я представитель Навального, хотел бы изучить ваши первичные документы по смертности в этом месяце, чтобы произвести проверку… - Ты кто, малыш? – Я – Иван Помидоров, учащийся! – А иди-ка ты, Ваня, на….!"
И всё. Вот и всё "расследование". Это и есть различие между оппозицией системной и подвальной. В тех же Штатах – к примеру, губернатор "красный" (республиканец), а конгрессмен от штата – "синий" ("демократ"). Придет такой конгрессмен в морг, потребует документы – как откажешь? Себе дороже. А в России все, которые "системные" - все подчиненные Путина. В ГосДуме, скажем, из 450 депутатов, нет НИ ОДНОГО (!) оппозиционера. Вообще. Да, впрочем, даже когда были (до 2016 года) – их все равно из таких вот присутственных мест пинками вышвыривали.
Все ведь не впервой. Только раньше точно так же "кидали" с цифрами не по смертности от загсов, а, скажем, с протоколами и бюллетенями для голосования после голосований. "Здравствуйте! Вот тут у вас в протоколе записано, что за "Яблоко" проголосовало ноль человек, а тут со мной трое избирателей, которые за "Яблоко" голосовали… - Ну и что вы хотите? – Мы бы хотели официально пересчитать все бюллетени, так как тут явно какая-то ошибка, а возможно, фальсификация. – Это невозможно. – Почему?! – А мы все бюллетени вчера сожгли на заднем дворе избиркома. Согласно описи". Таких историй по стране – сотни. Все привыкли.
Вот и получаем таким образом, что НИКАКИХ способов подтвердить, что смертность в стране считается честно, в России не существует. По простой, но железобетонной причине: в стране просто нет никаких независимых инстанций. И независимых институтов. Да даже если взять каких-нибудь карманных олигархов, типа Дерипаски, Вексельберга или, прости господи, Усманова – про них тоже понятно одно: это тоже подчиненные Путина, чьи у них деньги – никто не знает, и есть ли хоть у кого-то из них хотя бы миллион долларов в ЛИЧНОЙ собственности – большой вопрос. То есть, даже если Дерипаска на весь мир подтвердит – "Я знаю! Смертность в России считают честно!" - его слово также не будет стоить ломаного гроша.
Да, это и есть цена абсолютной управляемости, достигнутой в России Путиным на 20-м году неустанного правления. С одной стороны – все под угрозой и никто не самодостаточен, с другой – можно писать что угодно, но ничего невозможно доказать. Сколько трупов в РФ от ковида? Может, три тысячи, а может – 30 тысяч. А может статься, что и вообще нет.
Кругом – одни только подчиненные Путина, и у всех – конфликт интересов. С одной стороны, все должны выполнять требования начальства, с другой – говорить правду и работать честно. При этом за несоблюдение второго их никто не накажет, а за нарушение указаний – могут уволить, а могут и голову снять. Понятно, на что в итоге вся вертикаль ориентируется.
Это обидно, в конце концов. Может быть, Россия действительно феномен и лучше всех борется с ковидом (являя тем самым светлый пример для всего человечества) – но мы никого и никак не сможем в этом убедить. Нам просто скажут – "да вы все врете!" И – нам нечем крыть. Подтвердить нашу правоту некому – в стране истреблена любая независимая сила.
Да мы и сами себе не верим. Все ведь, как говорится, всё про всех понимают.
! Орфография и стилистика автора сохранены