В то время, когда все прогрессивное человечество сплотилось в едином порыве, чтобы навсегда покончить с глубоко расистской по своей природе политико-экономической системой, являющейся исконной сутью отвратительной эксплуататорско-колониальной империи США, созданной привилегированными белыми рабовладельцами, некто М.Солонин позволил себе усомниться в этой оценке, совершенно очевидной для каждого чуткого к современным веяниям прогрессивного гражданина. Более того, упомянутый идеологический диверсант, неоднократно застигнутый на изощренных, осуществленных в особо циничной форме, оскорблениях подлинных друзей всего прогрессивного человечества – сторонников светлого коммунистического общества, еще недавно процветавшего на одной шестой части земного шара, распоясался настолько, что посмел назвать указанный заокеанский оплот омерзительного расизма и рабовладения "самой лучшей (да-да!) страной мира".

Подобная идеологическая диверсия, естественно, не могла остаться безнаказанной. Отщепенец был подвергнут суровому, но заслуженному осуждению со стороны подлинных защитников всего прогрессивного и самоотверженных борцов со всем регрессивным. Кроме того, Фейсбук, самый могущественный в мире цензор (лишь по недоразумению называемый публичной платформой), своевременно удалил упомянутый панегирик омерзительной рабовладельческой системе США и заблокировал еретический аккаунт на месяц, а отечественное Вольное историческое общество (ВИО) высказало отщепенцу отеческое предупреждение в ожидании от последнего идеологического разоружения, покаяния и исправления своего возмутительного поведения. Однако идеологический диверсант, клеветник и отщепенец не только не разоружился, не покаялся и не исправился, но и – более того – перенес свою возмутительную ересь на свою частную страницу (вот она – фундаментальная гадость и подлинный враг мирового прогрессивизма – еще сохраняющаяся в отдельных местах частная собственность) и покинул ВИО, отправив его апостолам хулительное послание.

Как бы ни развивались индивидуальные истории отдельных отщепенцев, осмелившихся бросить вызов глобальному наступлению идеологии черно-красного прогрессивизма, но в повестку дня мировой дискуссии был властно вброшен вопрос о наследии, оставленном в современных обществах (прежде всего американском и британском) институтами рабства, рабовладения, работорговли. В связи с развернувшейся общественной дискуссией у автора этих строк возникли несколько тезисов, коими он посчитал возможным поделиться с заинтересованными читателями.

1. Рабство – один из древнейших человеческих институтов
Система рабства, под которой понимаются два взаимосвязанных феномена – рабовладение и работорговля, – является одним из наиболее древних общественных институтов. В, возможно, наиболее ранней человеческой цивилизации – Шумерской (начиная примерно с 3500 г. до н.э.) – рабство уже было устоявшимся институтом. В кодексах Ур-Наму (2050 г. до н.э.) и Хаммурапи (1750 г. до н.э.), древнейших юридических документах, известных на сегодняшний день, немало статей посвящено обращению с рабами. Упоминания рабства имеются и в римских законах Двенадцати таблиц, в Ветхом и Новом заветах.

2. Рабство – один из наиболее распространенных человеческих институтов
За возможным небольшим исключением рабство (а также крепостничество или иные формы принудительного труда) присутствовали в истории всех человеческих обществ и цивилизаций.

3. Рабство – распространенный современный институт
Согласно последним (2016-2020 гг.) выпускам Global Slavery Index сейчас в мире насчитывается 40-46 млн. рабов.

4. О чем должна идти дискуссия
Исходя из первых трех тезисов содержательная дискуссия должна вестись не о рабстве вообще, а об особенностях рабства в различных ситуациях места и времени – о времени возникновения рабовладения, масштабах его распространения, времени и причинах его отмены, об источниках обращения людей в рабство, направлениях использования рабов, условиях их жизни и труда, уровнях их смертности и продолжительности жизни, характере и особенностях торговли рабами, типах рабовладения и работорговли, наследии институтов рабства в современных обществах.

5. Определение рабства
В качестве главных признаков состояния рабства, как правило, называется один из двух следующих критериев:
– утрата (отсутствие) личной свободы – превращение человека в полную собственность рабовладельца (как лица, так и группы лиц, например, племени, или же государства) с возможностью неограниченной покупки и продажи невольника (chattel slavery);
– утрата человеком свободы передвижения, т.е. его прикрепление к земле, иному лицу, группе лиц, государству – рабовладельцу, помещику, феодалу (serfdom, крепостничество).
Право распоряжения жизнью раба юридически, как правило, рабовладельцу не предоставляется, но фактически оно часто не контролируется.
В реальной жизни имеется различное сочетание этих и других факторов.

6. Источники обращения людей в рабство
Такими основными источниками были и есть: невыплаченный долг, наказание за совершенное преступление, продажа родственников (детей, жен) в рабство, рождение детей у родителей-рабов, плен в результате военных действий и пиратства, захват в результате целенаправленных рейдов, набегов, экспедиций.

7. Использование рабов
Основными направлениями использования рабов были и есть: домашнее хозяйство, сексуальные цели, военные действия, работы, требующие тяжелого физического труда – каменоломни, шахты, добыча руды, строительство, плантационное хозяйство.

8. Рабство и расизм
Обращение людей в рабство и участие их в работорговле практически никогда не происходило по расовому признаку. И рабами и рабовладельцами оказывались разные лица независимо от их цвета кожи и формы черепа. Например, в Атлантической работорговле в качестве перекупщиков и капитанов кораблей участвовали как белые, так и мулаты и черные. Продавцами чернокожих рабов в Африке были как черные, так и арабские рабовладельцы – вожди, короли, цари, императоры различных африканских государственных образований. Покупателями рабов в Новом свете были как белые, мулаты, черные (в том числе бывшие рабы, ставшие затем рабовладельцами, причем в Бразилии бывшие рабы составляли треть от общего числа покупателей), так и краснокожие – некоторые индейские племена Северной Америки регулярно приобретали рабов. Многие африканцы, освобожденные из рабства британцами и американцами, и поселившиеся в Либерии и Сьерра-Леоне, вскоре сами становились рабовладельцами и работорговцами.

В средневековой Европе белые работорговцы покупали и продавали белых рабов не только друг другу, но и мусульманам Северной Африки и Ближнего Востока. Варяги, установившие в 9-м веке военный контроль над народами, проживавшими на Восточно-Европейской равнине, и создавшие протогосударственное образование, ставшее затем известным под названием Киевская Русь, специализировались на поимке славян, финно-угров, балтов, тюрок и продаже их на рынках рабов в Аббасидском халифате и Византии. Важнейшим товаром, транспортировавшимся варягами-русами на юго-восток и юг по Волжскому и Днепровскому ("путь из варяг в греки") торговым путям были рабы. Происхождение слова "раб" в арабском и ряде европейских языков традиционно связывают со словом "славянин" как основным контингентом рабов в течение нескольких веков (араб. аs-sakaliba, греч. sklabos, лат. sclavi, итал. schiavoni, англ. slave). Интенсивная работорговля захваченными военнопленными и мирными жителями происходила в древнерусских княжествах, особенно после регулярных боестолкновений. Продажа русских русскими за пределы страны была запрещена только Соборным уложением 1649 г. Продажа русских русскими внутри страны продолжалась до отмены крепостного права в 1861 г. В советское время полномасштабное рабство над практически всем населением страны было быстро восстановлено – безотносительно к расовому, этническому или языковому признакам – и продолжалось – в зависимости от выбранного критерия несвободы – до 1960, 1974 или 1991 года.

9. Рабство и религия
Начиная с 7-го века важнейшим фактором, позволявшим в относительно цивилизованных странах обращать в рабы миллионы людей, стала принадлежность человека не расе, а религии. Как общее правило, ислам запрещал обращение в рабство мусульман. Вслед за исламом это правило было принято на вооружение и в христианских странах по отношению к христианам. Однако на Руси, в Московии, России это правило не действовало вплоть до 1861 г. После короткого периода подавления этого института (в 1861 – 1929 гг.) рабство де-факто было восстановлено в СССР в конце 1920-х годов, прекращено оно было лишь в 1991 г.

10. Распространенность рабства
Степень распространения рабства в разных обществах различается весьма существенно. Считается, что в античных Афинах в конце 4 века до н.э. рабами было приблизительно 400 тыс.чел., или 30% населения. Поступления от налога на работорговлю во время правления императора Августа позволяют оценить продажи рабов в античном Риме в 250 тыс.чел. ежегодно. В первом веке н.э. численность рабов на территории Италии достигла 2-3 млн.чел., что составляло 35-40% ее населения. К началу пятого века н.э. рабами были около 5 млн.чел., или 10-15% населения Римской империи общей численностью в 50-60 млн.

Согласно Книге Страшного суда в 1086 г. 10% населения Англии были рабами. В 16-17 веках в Константинополе, столице Османской империи, пятую часть населения составляли рабы. 75% населения Крымского ханства находилось в рабстве – либо в настоящем, либо в прошлом (400 тыс.чел. на 187 тыс. свободных мусульман).

В Корее вплоть до середины 18-го века рабы составляли от трети до половины населения страны. На Малабарском побережье Индии их было 15%. В Таиланде и Бирме в 17-19 веках рабы составляли от четверти до трети населения. На архипелаге Сулу в середине 19-го века больше половины населения были рабами. В ацтекском обществе рабы массово и торжественно приносились в жертву богам, в майянском они являлись предметом изысканного каннибализма майянской элиты.

Во всех африканских государствах вплоть до конца 19-го века рабство было неотъемлемым институтом: в Гане (750–1076 гг.), Мали (1235–1645 гг.), Сонгхай (1275–1591 гг.), Канеме (1600–1800), Сегу (1712–1861 гг.), Сенегамбии (1300-1900 гг.), среди народов ашанти и йоруба – рабами было около трети населения; в Борну (1580–1890) – 40%; в Кано, Сьерра-Леоне, Камеруне, среди дуалов, конго, народов нижнего Нигера, в королевствах Касандже и Чокве в Анголе, в халифате Сокото в северной Нигерии и Камеруне, на Мадагаскаре – около половины; среди вайцев и гурм – 75%; на Занзибаре – от 65 до 90%; в Кении – 90%.

В Эфиопии еще в 1930-х годах в рабстве находилось до четверти населения страны, в современной Мавритании – около 20% жителей остаются рабами.

11. Кратчайшая история рабовладения и работорговли
С распространением христианства роль рабовладения в Римской империи постепенно снижается. После крушения Западно-Римской империи масштабы рабства продолжают сокращаться. Этому в решающей степени способствует христианская пропаганда против рабства как противного господнему замыслу, начатая Бл. Августином в начале 5 века.

Мощный толчок возрождению рабовладения и работорговли в 7-м веке дает ислам, в священной книге которого – Коране – не менее 29 сур содержат утверждения о необходимости и желательности рабства, в частности, в отношении наложниц. Переживающие экономический расцвет мусульманские государства Ближнего Востока и Северной Африки предъявляют устойчивый платежеспособный спрос на рабов-немусульман. В дополнение к развитому внутреннему невольничьему рынку в 641 г. начинается исламская международная работорговля. Победоносные мусульмане вынуждают христианское государство Макурия (в Нубии, современный Судан) заключить договор Бакт о ежегодной поставке 400 рабов "высшего качества" в Египет, действовавший затем семь веков.

Европейским христианам требуется еще два столетия, чтобы запретить продажу христиан мусульманам. Рабовладение и работорговля в исламских странах получает дополнительный толчок в ходе развития плантаций по выращиванию сахарного тростника и производству сахара. Сахарные плантации мусульманами заложены в южной Месопотамии, на Кипре, Крите, Сицилии, в Андалузии.

В ходе Реконкисты португальцы и кастильцы обнаруживают на юге Пиренейского полуострова сахарные плантации, поддержание работы которых требует постоянного притока рабов. В 1441 г., за полвека до падения Гранады, последнего оплота мусульман на полуострове, португальский корабль привозит в страну первых рабов из Африки. Начинается Атлантическая работорговля. Сахарные плантации заложены португальцами на Мадейре. В 1502 г. испанец Хуан де Кордоба впервые доставляет африканских рабов в Америку. Открытие Нового Света с более благоприятными климатическими и почвенными условиями для выращивания сахарного тростника в Вест-Индии и на северо-востоке Бразилии перемещает центр мирового сахарного производства в Западное полушарие. Исключительно высокая смертность индейцев, обращенных в рабство, приводит к запретам использования их труда со стороны римских пап и испанских властей, а также к замене труда индейцев трудом африканцев. В последующие три с половиной столетия примерно 80% всех африканцев, привезенных в Новый Свет, используются на сахарных плантациях.
(Краткую хронологию основных событий, связанных с рабством, см. ниже).

12. Аболиционизм, запрет работорговли, отмена рабства
К 1200 г. рабство исчезает в Англии. В 1214 г. рабство отменено в Корчуле (итальянский город в Адриатике), в 1220 г. – в Германии, в 1256 г. – в Болонье, в 1275 г. – в Норвегии, в 1315 г. – во Франции, в 1335 г. – в Швеции, в 1347 г. – в Польше, в 1416 г. – в Рагузе (современный Дубровник), в 1529 г. – в Литве, в 1711 г. – в Имеретии.

Конец 18 века во многих европейских странах отмечен бурным развитием аболиционистского движения, формированием многочисленных обществ и клубов, требующих запрета работорговли и отмены рабства за пределами Европы. В 1788 г. несколько штатов США – Массачусетс, Коннектикут, Пенсильвания – запрещают работорговлю. Пионером юридического аболиционизма на национальном уровне становится королевство Дании и Норвегии, в 1792 году принявшее законодательство о запрете работорговли с 1803 г. В 1794 г. Франция отменяет рабство на территории своих владений. В том же году США запрещают кораблям под американским флагом участвовать в перевозке рабов.

Крупнейшим мировым событием становится запрет Великобританией работорговли на всей территории империи в 1807 г. В следующем году к ней присоединяются США, в 1813 г. – Швеция, в 1814 г. – Нидерланды, в 1815 г. – Франция. Великобритания идет еще дальше – она формирует специальную Западно-Африканскую эскадру (до 60 боевых кораблей), ведущих круглосуточное/ круглогодичное патрулирование Атлантического океана. С 1808 по 1860 г. эскадра захватывает 1600 судов рабовладельцев, освобождает более 150 тыс. рабов. Под давлением общественного мнения, а иногда и под дулами британских орудий более 50 суверенов вынуждены подписать двусторонние договоры с Британией о прекращении работорговли и рабства. В 1851 г. бомбардировке подвергнут Лагос, местопребывание местного вождя Косоко, противившегося прекращению работорговли. США дважды (в 1801-1805 гг. и 1815 г.) ведут войны против берберийских пиратов. С целью прекращения пиратства в Средиземноморье Франция в 1830 г. начинает алжирскую операцию. Российский императорский флот патрулирует Кавказское побережье Черного моря с целью перехвата судов рабовладельцев.

В 1860 г. "Клотильда", последняя шхуна с африканскими рабами, тайно причаливает к берегу Алабамы. В 1867 г. последний корабль с африканскими рабами нелегально прибывает на Кубу. На этом Атлантическая работорговля завершена.

Однако исламская работорговля продолжается. Через Занзибар, главный центр мусульманской торговли африканскими рабами, в середине 19-го века продается до 50 тыс. рабов ежегодно. Несмотря на то, что за два столетия – с 1807 г. по 2007 г. – все государства мира, в том числе и мусульманские (правда, с большим запозданием), постепенно подключаются к запрету работорговли и отмене рабства, эти практики полулегально и нелегально продолжаются до сегодняшнего дня. Появление государств, открыто провозглашающих свой исламский характер, в большинстве случаев сопровождается восстановлением рабства (государство Махди в 1881 г. в Судане, Боко Харам и ИГИЛ в 2014 г.).
(Краткую хронологию основных событий, связанных с рабством, см. ниже).

14. Типы рабовладения и работорговли
Колоссальное разнообразие видов, форм, проявлений рабства, существовавших в истории человечества и существующих в настоящее время, можно разделить на два основных типа рабовладельческих систем – традиционный и идеологический. Ключевой критерий, по которому эти типы отличаются друг от друга, заключается в отсутствии (наличии) идеологического обоснования потребности данного общества в рабах. Следует подчеркнуть, что факт наличия правовых документов, защищающих уже имеющийся институт рабства (например, кодекс Хаммурапи или же Code Noir для французских колоний), сам по себе не является признаком наличия идеологической системы рабовладения. Идеологический тип рабства представлен двумя главными его подтипами – исламским и коммунистическим.

Шейх Салех аль-Фаззан, член высшего религиозного органа Саудовской Аравии, Высшего совета священнослужителей, в 2003 г. издал фетву, в которой утверждал: "Рабство является частью ислама. Рабство является частью джихада, и джихад будет существовать до тех пор, пока существует ислам. Мусульманские ученые, говорящие иначе, являются "неверными"". В 2016 году тот же Шейх аль-Фаззан ответил на вопрос о том, считать ли йезидских женщин секс-рабынями: "порабощение женщин на войне не запрещено в исламе" и добавил, что те, кто запрещают порабощение, являются либо "невежественными, либо неверными".

Атлантическая система рабовладения и работорговли как лишенная какого-либо идеологического обоснования относится к традиционному типу рабства.

15. Масштабы атлантической, исламской, коммунистической систем рабства
Масштабы атлантической системы рабства в настоящее время установлены с высокой степенью точности. В результате беспрецедентной работы по формированию и анализу Atlantic slave trade database были проанализированы данные о 34934 рейсов судов работорговцев, содержащиеся в португальских, испанских, британских, голландских, французских, датских, германских, американских архивах. Установлено, что с 1504 г. по 1866 г. на корабли, отправлявшиеся из Африки в Америку, были погружены 12521337 чел. (12,5 млн.) Во время их транспортировки от болезней, голода, штормов, бунтов и т.д. погибли 1817787 (1,8 млн.) чел., или 14,9% от числа погруженных. На берег (точнее: на берега – как Америки, так и Африки – в части освобожденных рабов, возвращенных на родной континент) живыми сошли 10703550 (10,7 млн.) чел.

Подобной точности оценок масштабов исламской и коммунистической систем рабства не существует.

Что касается исламской торговли африканскими рабами, то оценкой, наиболее часто цитируемой в последнее время, является цифра в 17 млн.чел., в т.ч.:
- через Красное море – 4 млн.,
- через порты суахили в Индийском океане – 4 млн.,
- через Сахару – 9 млн.

При этом число погибших в ходе рейдов по захвату африканцев оценивается в 11 млн.чел., так что суммарные демографические потери Африки от исламской работорговли достигают 28 млн.чел. По другим данным, уровень смертности во время транспортировки (в том числе из-за кастрации и пенэктомии захваченных мужчин и мальчиков) превышал 50%.

Кроме африканского источника исламские государства захватывали рабов и на других направлениях:
Причерноморье – с территорий Речи Посполитой, Украины, Молдавии, Московии, Северного Кавказа – на рынках Османской империи было продано от 2,5 до 3 млн.чел.;
- девширме (налог кровью) – в основном мальчики-христиане с территорий Балканского полуострова и из Малой Азии – составил 0,5-1,0 млн.чел.;
- берберийское побережье – алжирские пираты за три столетия захватили до 1,25 млн.чел.;
- в Средиземноморье в целом было захвачено 2 млн чел.

Таким образом, масштабы исламской работорговли в целом могут быть оценены в размере не менее 23 млн.чел. без учета рабов, захваченных в Индии, Персии, тюркских регионах Средней Азии (до их исламизации). В эту цифру также не входят жертвы, погибшие при захватах и их транспортировке до достижения ими невольничьих рынков. Оценка масштабов исламской работорговли с учетом этих жертв составляет не менее 35 млн.чел.

Маcштабы коммунистического рабства могут быть оценены (на примере только одного СССР), как минимум, несколькими способами:
- число заключенных, прошедших через Гулаг, – 20,8 млн.чел.;
- число лиц, подвергнутых массовым депортациям, – 20,3 млн.чел.;
- число колхозников, прикрепленных к земле и лишенных права передвижения в пределах страны (по состоянию на 1974 г.) – примерно 50 млн.чел.;
- число граждан СССР, лишенных права выезда за границу по состоянию на начало 1991 г., – практически все население СССР – 293 млн.чел.

Общее число жителей планеты, оказавшихся под контролем коммунистической системы, по состоянию на 1985 год составило 1557 млн.чел., или 32,3% населения всего мира.

16. Различия между исламской и атлантической системами рабовладения и работорговли
Сроки существования:
исламская – без малого 14 столетий – как минимум, с 641 г. по сегодняшний день;
атлантическая – 426 лет – с 1441 г. по 1867 г.

Идеологическое обоснование системы рабства:
исламская – ведущее;
атлантическая – отсутствует.

Собственник рабов:
исламская – частные лица и государства;
атлантическая – только частные лица.

Способ приобретения рабов:
исламская – покупка и захват;
атлантическая – покупка.

Участники рейдов по захвату рабов:
исламская – местные работорговцы и мусульмане;
атлантическая – только местные работорговцы.

Гендерная структура работорговли (число мужчин к числу женщин):
исламская – 1 к 2;
атлантическая – 2 к 1.

Главные направления использования рабов:
исламская – сексуальные услуги, домашнее хозяйство, военнослужащие, плантационное хозяйство;
атлантическая – плантационное хозяйство, домашнее хозяйство.

Совокупные масштабы:
исламская – примерно 35 млн.чел.;
атлантическая – 12,5 млн.чел.

Теперь, когда перед нашими глазами предстала самая общая картина явления, оказавшегося в последнее время в центре общественного внимания, можно перейти и к более детальному анализу наследия, оставленного различными системами рабовладения и работорговли.

Андрей Илларионов

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены