Организаторы российского фестиваля кино и интернет-контента "Герои большой страны" совместно с проектом "Мотивирующие цифровые уроки" провели анонимное анкетирование среди российских школьников в начале 2021 года в рамках Урока мужества и подвига, который проходит в школах с 28 января. Было опрошено более 6 тыс. учащихся 6-11-х классов из 65 регионов РФ.
На вопрос "кто твой герой?" ребята чаще всего называли членов своих семей: мам, пап, дедушек, бабушек, а также своих друзей. Этот вариант ответа набрал 26,2% голосов. На втором месте по популярности (10,1%) оказались персонажи кино и мультфильмов. Российских школьников, в частности, вдохновляют Железный Человек, Человек-паук и Наруто.
5,4% опрошенных заявили, что хотят быть похожими на героев Великой Отечественной войны и современных военных, 3% считают примером для себя Юрия Гагарина, 2,6% - Владимира Путина. Кроме того, школьники назвали героями врачей (2,4%), сотрудников МЧС и полиции (2,1%), спортсменов и зарубежных актеров (2%). Остальные варианты получили меньше 2%. Вместе с тем 23,4% опрошенных вообще не назвали героев.
Из этих цифр можно делать самые разные выводы.
Можно посыпать голову пеплом, обвинив подростков в бездуховности и неуважении к собственной истории и сравнив с собственным патриотичным опытом (забыв при этом, что подобные обвинения звучали и 30, и 50 лет назад).
Можно требовать срочно исправить ситуацию, увеличивая бюджеты на патриотическое воспитание, что заведомо неэффективно (для воспитания, конечно – для освоения бюджетов как раз вполне эффективно).
А можно задуматься над тем, что у подрастающего поколения все меньше самоцензуры и двоемыслия – когда слушаешь Майкла Джексона, а в ответе на вопрос о любимом певце указываешь Иосифа Кобзона, потому что это норма. Что у подростков своеобразное сочетание локального и глобального мира, где в локальном мире для них важны близкие люди, а в глобальном – наиболее привлекательные для их возраста мировые образцы.
И то, что близкие люди чаще всего являются примером – это знак того, что связь времен не распалась. И что патриотизм можно воспитывать прежде всего на микроуровне – через семейные истории, где может соседствовать и героическое, и трагическое, и вроде бы обыденное, но тоже значимое для людей – куда больше, чем официальная риторика.
! Орфография и стилистика автора сохранены