Что современный российский режим умеет делать хорошо, так это преследовать тех, кто с ним не согласен. И это не удивительно, ведь по этому вопросу он является достойным наследником советской власти. Той самой власти, которая больше 30 лет назад успешно травила знаменитого ученого и правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова. Итак, на дворе январь 1980 года, советские войска только недавно вошли в Афганистан, а Сахарова за несогласие с этим отправили в ссылку в Нижний Новгород.
Ученый-физик с мировым именем, Андрей Сахаров участвовал в создании первой советской водородной бомбы. "Я не мог не сознавать, какими страшными, нечеловеческими делами мы занимались. Но только что окончилась война — тоже нечеловеческое дело. Я не был солдатом в той войне — но чувствовал себя солдатом этой, научно-технической", — вспоминал позже по этому поводу ученый.
Однако уже в конце 1940-х годов, когда Сахаров находился в составе исследовательской группы Физического института Академии Наук СССР, созданной для выяснения возможности создания бомбы, проявился его независимый характер. Когда ученого позвали к генералу госбезопасности Вячеславу Малышеву, и тот предложил ему вступить в партию, то Сахаров отказался, объяснив, что сомневается в правильности некоторых мер коммунистов, включая раскулачивание и аресты невиновных людей. За подобную смелость ученого вполне могли покарать, но тогда ничего не сделали.
В 1953 году Сахаров в возрасте 32 лет стал академиком СССР, перескочив через промежуточную ступень члена-корреспондента. Однако ученый занимался не только созданием оружия массового поражения. Он активно работал над проблемой мирного использования термоядерной энергии, а в 1950 году вместе с И.Е. Таммом выдвинул и развил идею создания магнитного термоядерного реактора (МТР).
В то же время Сахаров, несмотря на свою предыдущую работу, выступал против испытаний ядерного оружия и негативно относился к гонке вооружений между Советским Союзом и США. В 1960-х годах его все больше стали занимать общественные вопросы, которые отодвинули все остальное на задний план, включая и науку. Так, в 1966 году ученый присоединился к письму двадцати пяти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, направленному против реабилитации Сталина.
А в 1968 году Сахаров написал статью "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе", в которой говорил о том, что лишь сближение социализма и капитализма, вместе с демократизацией, демилитаризацией и социально-техническим прогрессом, способно предотвратить гибель человечества. После того, как статья была опубликована в The New York Times, ученого отстранили от работы на секретном объекте в Арзамасе-16. Но Сахарова это не остановило, и он начал печататься в этом издании, критикуя "сталинский террор", вторжение в Чехословакию и репрессии против инакомыслящих.
В то же время ученый стал заниматься и правозащитной деятельностью, открыто выступая в поддержку Александра Солженицына, Анатолия Марченко, Софьи Каллистратовой и других диссидентов, что требовало от него немалого мужества. В 1970 году Сахаров стал одним из основателей "Московского Комитета прав человека". Он активно ездил на судебные процессы над диссидентами, давал интервью и организовывал пресс-конференции для иностранных журналистов. Во время одной из таких поездок Сахаров познакомился с Еленой Боннэр, которая в 1972 году стала его женой и "мозговым центром", по словам самого ученого.
С 1973 года против Сахарова была развернута настоящая кампания травли, санкционированная властью, первым звонком которой стало осуждающее его письмо 40 академиков. Против него звучали обвинения и угрозы физической расправы, в квартиру ученого было установлено прослушивающее оборудование, а чекисты регулярно устраивали там негласные обыски, выкрадывая рукописи и документы. Преследовали и Елену Боннэр, и ее детей, которые были вынуждены уехать из страны.
В 1975 году Сахаров получил Нобелевскую премию мира за "… бескомпромиссную борьбу против злоупотреблений властью во всех их проявлениях…". Его лекцию по этому поводу в Осло прочитала жена, поскольку самому ученому выезд был запрещен.
Последней каплей в отношениях Сахарова и власти стало его открытое выступление против ввода войск в Афганистан в январе 1980 года. Ученого задержали по дороге на работу и без суда отправили в ссылку в город Горький (нынешний Нижний Новгород), лишив всех государственных наград. А четыре года спустя к ссылке была приговорена и его жена.
В ссылке ученый продолжал работать, написав несколько статей, в то время как обласканные властью академики называли его "психически больным" и писали против него письма. Правда, научные труды "сумасшедшего" Сахарова почему-то издавались в США и Франции.
Сахаров с женой Еленой Боннэр, Горький, 1984 год
В ссылке ученый несколько раз устраивал голодовку. Одна из них длилась 178 дней с небольшими перерывами – Сахаров пытался добиться, чтобы Елену выпустили за границу для операции на сердце и встречи с родными. В ответ его насильно везли в больницу, кормили через зонд и заставляли принимать неизвестные препараты. На Западе же распространялись фильмы, скрытно снятые чекистами, в которых показывалось, что ученый прекрасно себя чувствует, и ему ничего не угрожает. Звучит знакомо, не так ли?
В 1985 году генсеком стал Михаил Горбачев. Сахаров отправил ему письмо с просьбой разрешить жене выехать за границу. В обмен он обещал не лезть в политику и заниматься только наукой. 23 декабря 1986 года Сахаров с Еленой вернулись в Москву. Так закончилась семилетняя ссылка в Нижнем Новгороде.
Знаменитый ученый и правозащитник, пострадавший от власти, быстро стал неформальным лидером демократического движения. В июне 1988 года Сахаров выступил на первом санкционированном митинге общества "Мемориала", почетным председателем которого он стал. В декабре он побывал в Армении, где произошло страшное землетрясение, а также в Азербайджане и Нагорном Карабахе, где вовсю раскручивался конфликт, не закончившийся до сих пор.
А в апреле 1989 года Сахаров был избран депутатом I Съезда народных депутатов СССР, став сопредседателем Межрегиональной депутатской группы, представлявшей собой демократическую оппозицию власти. Он также вошел в состав Конституционной комиссии съезда, и представил Горбачеву свой проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии, в основу которого легли права всех народов на самоопределение и защита прав человека. Кроме того, он стал автором Декрета о власти, отменявшего 6-ю статью Основного закона о руководящей роли Коммунистической партии.
13 декабря 1989 года Андрей Дмитриевич Сахаров участвовал во II Съезде народных депутатов СССР. 14 декабря после напряженного трудового дня он скончался от остановки сердца. В последний путь великого ученого, защитника прав человека и борца против произвола власти провожали тысячи людей.
Борис Ельцин, Анатолий Собчак и другие лидеры Межрегиональной депутатской группы на траурном митинге, посвященном памяти Андрея Сахарова. Москва, 18 декабря 1989 года
Судьба Андрея Сахарова доказывает, что как бы ни была сильна власть, как бы яростно она не давила любое инакомыслие, вступив на этот путь, она все равно проиграет. Правда рано или поздно победит любые властные распоряжения, запреты, тюрьмы и ссылки, агентов спецслужб и прикормленных ученых. А власти стоит пристальнее изучать историю своих предшественников, чтобы не оказаться в той же роли во второй раз.
! Орфография и стилистика автора сохранены