Проект команды Навального, известный как "Умное голосование", является логическим развитием лозунга, выдвинутого Навальным еще в 2011 году: голосуй за любую партию, кроме Партии Жуликов и Воров. Тогда была поставлена вполне конкретная задача: лишить "партию власти" большинства в Думе, позволявшего Кремлю вообще никак не считаться с оппозицией. Ни с настоящей, ни с имитационной.
Расчет был на то, что это разбудит некоторую субъектность в подконтрольных и послушных Кремлю декоративных партиях "думской оппозиции". Почувствовав, что теперь от них что-то зависит, они перестанут быть такими послушными и выйдут из-под контроля. Это выведет из равновесия всю систему "имитационно-манипулятивной демократии". Опыт демонтажа диктатур в Бразилии, Польше, Индонезии позволял надеяться на "оживление" декоративных партий.
Результаты оказались неоднозначны и до сих пор вызывают споры. Сколь бы ни была сама "партия власти" бессубъектная, но перспектива утраты ею "контрольного пакета" в Думе очень напугала Кремль. Чтобы не допустить этого, власти пошли на неслыханные и очевидные для всех фальсификации, что вызвало скандал и первую в истории путинской диктатуры волну массовых уличных протестов.
Протестовали в основном либерально настроенные граждане, которые по призыву Навального из тактических соображений отдали голоса зюгановцам и справедливцам. И были нагло обворованы властью. Но формально главными жертвами фальсификаторов были именно эти партии. И есть мнение, что если бы они повели себя решительнее, был реальный шанс добиться от зиц-президента Медведева пересчета голосов, увольнения кабинета Путина и формирования "правительства доверия" на базе нового думского большинства. Это сделало бы невозможным возвращение диктатора в президентское кресло в 2012 году.
Но "системные партии" не повели себя решительно. Не примкнули однозначно к протесту, а, поколебавшись некоторое время, стали его откровенно "сливать". Вернулись к политике неформальных договоренностей с обворовавшим их Кремлем, а вскоре просто слились с ним в экстазе "защиты традиционных ценностей от западной либеральной заразы".
Оппоненты Навального из либерального лагеря утверждают, что по-другому и быть не могло. Такова гнусная природа зюгановцев и справедливцев. Что уж говорить о дне сегодняшнем, когда и уровень сервильности, и уровень собственного, от души идущего мракобесия в думских партиях стал значительно выше. И кремлевский контроль над отсевом кандидатов куда жестче. Какой смысл перераспределять депутатские места между четырьмя сортами фашистского дерьма? Все они будут послушны диктатору. А некоторые зюгановцы и справедливцы пострашнее среднестатистического едроса будут. Так можно получить еще более мракобесную Думу.
Опасения получить более мракобесную Думу безосновательны. Степень мракобесности Думы никак не зависит от ее состава. В каждый конкретный момент он определяется исключительно Кремлем. Во всех четырех думских фракциях имеется некоторое количество оголтелых фашистов (российских талибов), но их число относительно невелико. Как и число относительно приличных людей, пытающихся "в пределах возможного" делать что-то разумное и доброе.
Абсолютное большинство депутатов — безыдейные конформисты, пришедшие в Думу решать свои личные проблемы. Например, провинциальные бизнесмены, покупающие мандаты, чтобы защитить свой бизнес от местных силовиков. Они послушны не "пассионариям" из собственных фракций, а только и исключительно Кремлю. Когда Кремлю надо принять что-нибудь мракобесненькое, он выпускает этих "пассионариев" вперед и принуждает конформистское "болото" голосовать за их предложения. Но Кремль сам не допустит, чтобы "российские талибы" обрели собственное "парламентское большинство". Он опирается на послушных, а не на идейных и субъектных. И если в Думе окажется на несколько мракобесов больше, это никак не повлияет на общую ситуацию.
Так же как и в 2011 году (а может быть, и еще в большей степени) потеря "парламентского большинства" формальной "партией власти" абсолютно неприемлема для Кремля. Хотя бы потому, что такое будет однозначно прочитываться как всенародный вотум недоверия диктатору. И какой бы "дыркой картонной" ни была на самом деле партия "Едим Россию", ее невозможно просто выкинуть из путинской конструкции власти, не рискуя тем, что все пойдет вразнос.
Поэтому, когда станет окончательно ясно, что едросы пролетают как фанера над Парижем, будет запущена на полные обороты машина фальсификаций (включая корпоративное принуждение к голосованию). Сколь бы ни была декоративной "партия власти", она должна сохранить статус "старшей".
И вот это — первая причина, по которой стоит поддержать "Умное голосование" по Навальному. Его смысл не в том, чтобы добиться более "приличного" состава Думы. И даже не в том, чтобы провести в нее несколько независимых демократических депутатов, которые будут обличать режим с ее трибуны и защищать наши права. В нынешних условиях для всего этого оно не будет эффективным. Как не будет эффективной никакая другая избирательная стратегия. Смысл "Умного голосования" в том, чтобы заставить режим взвинтить уровень унижающего граждан выборного бандитизма. В том, чтобы делегитимизировать Думу, которая будет сформирована Кремлем по итогам фальсификаций, и тем самым вызвать политический кризис.
Тем, кто стремится не встроиться в путинскую систему, а расшатать ее, имеет смысл поддержать "Умное голосование".
Недаром системные партии отчаянно отбрыкиваются от любой поддержки команды Навального. Недаром Кремль пытается любыми способами перекрыть доступ к интернет-ресурсам их выборного проекта. Недаром армавирский суд признал листовки в поддержку "Умного голосования" экстремистскими материалами на том основании, что "Умное голосование" — проект организации, признанной экстремистской.
Это является второй причиной поддержать "Умное голосование". Если вы не хотите, чтобы подлая бандитская власть могла легко блокировать любой неугодный ей общественно-политический проект, помогите не угаснуть тому общественно-политическому проекту, который власть пытается заблокировать в данный момент. Чтобы он продолжал жить вопреки всем ухищрениям подлой бандитской власти. Надо не подстраиваться под все новые запреты диктатуры, а идти наперекор им.
Причина третья. Алексей Навальный — жертва подлой и беззаконной расправы. Бандитская власть должна столкнуться с тем, что чем подлее и беззаконнее она расправляется со своим оппонентом, тем шире будет общественная поддержка лично Навального и его общественных инициатив. Тех инициатив, от которых не по-детски колбасит диктатуру. Надо заставить диктатуру платить более высокую цену за подлые, беззаконные расправы. За политические репрессии.
Публичная поддержка проекта "Умного голосования — это поддержка Навального и всех его сторонников, подвергшихся репрессиям. Всех политзаключенных. Это солидарность с ними.
Алексей Навальный заслуживает солидарности и поддержки не только как жертва государственного бандитизма. Он не просто жертва. Он осознанно принес себя в жертву за нас с вами. За нашу и вашу свободу. Ради того, чтобы заставить подлую бандитскую власть еще раз продемонстрировать свою омерзительную рожу без маски. Ради того, чтобы растормошить, разбудить пребывающее в апатии общество, мобилизовать его на сопротивление оккупантам.
Не спешите повторять унылые мантры о том, что разбудить общество все равно не удалось, что всплеск протеста был незначительным и быстро выдохся. Их повторяют те, кто не хочет, чтобы им мешали спать дальше. Саморазоблачение кремлевской клики, на которое ее заставил пойти Навальный, стоит его разоблачений. И когда отвращение к подлой, изолгавшейся и хамской власти, когда обжигающее чувство унижения пересилит конформизм и имперские предрассудки "глубинного народа", именно этот народ востребует не тех лидеров, которые умеют договариваться с мерзавцами, а тех, которые способны говорить мерзавцам "нет".
В мир игрушечной российской политической жизни, отравленной убогим циничным прагматизмом, приспособленчеством, беспринципностью и синдромом выученной беспомощности, Навальный привнес то, что этот затхлый мир взрывает: отказ подчиняться нечестным правилам, незаконным запретам, отказ от предложений, от которых невозможно отказаться. Именно поэтому он получил массовую поддержку, которая и не снилась оппозиционерам, пытающимся "играть по правилам". По правилам путинской мафии.
Институт предложений, от которых невозможно отказаться, — один из важнейших общественных институтов путинской системы. Эту систему нельзя изменить изнутри, подстраиваясь под ее мафиозные правила. Ее можно только сломать, идя этим правилам наперекор. Навальный дает обществу пример того, как можно идти наперекор правилам мафии в мафиозном государстве. Навальный показывает, что идти наперекор правилам мафии можно. Вот только за это Навальный заслуживает максимальной общественной поддержки. Поддержка его избирательного проекта — это не только поддержка его лично как жертвы репрессий. Это поддержка его линии на освобождение общества от собственного конформизма и покорности. Это четвертая причина, по которой стоит поддержать проект "Умного голосования".
Пример Навального обязательно будет востребован. Навальный уже получил готовность десятков тысяч людей выходить на улицы несмотря ни на какие запреты, несмотря на все более свирепые последствия. Именно это делает Навального сегодня неоспоримым лидером не просто оппозиции диктатуре — движения Сопротивления путинским оккупантам. И общественная поддержка такого лидера, поддержка его политических инициатив нужна хотя бы для того, чтобы он оставался лидером.
Очень важно сохранить лидера, способного вести людей на прямое столкновение с карательной машиной диктатуры.
Дело не в том, что фашистский режим Путина не уйдет в результате выборов. Дело в том, что он не уйдет без массового уличного протеста, взламывающего все его правила и запреты. Он не уйдет без массового гражданского неповиновения его правилам и запретам.
Разумеется, уличный протест не будет единственным фактором, который приведет к падению фашистского режима Путина. Для падения режима понадобится сочетание множества разных факторов. Но весьма вероятно, что именно уличный протест окажется тем фактором, который решит исход дела в критический момент.
Несанкционированные уличные акции не являются единственной формой гражданского неповиновения. Любая форма гражданского неповиновения приближает падение путинского режима. Публичная поддержка инициатив и проектов команды Навального, тех инициатив и проектов, которые режим всеми силами пытается запретить, заблокировать, затоптать — это тоже форма гражданского неповиновения, ломающая правила государства мафии. И это пятая причина поддержать проект "Умного голосования".