Правду сказать, не ожидал, что Нобелевский комитет мира вспомнит о России. Спрашивают: тогда почему не Навальный, не прекрасная Мария Колесникова? Одно из предположений: спасти то, что можно спасти. Нобелевская премия мира 1934 года не сохранила жизни Карлу фон Осецкому, арестованному гестапо в 33 году и через пять лет скончавшемуся в заключении. Авторитарные режимы наращивают особую кожу, нечувствительную к таким уколам. Назовут провокацией, внимания не обратят. А вот, когда редактор еще на свободе, даже похвалить могут за "мужество и талант".
Да, скорее всего, Нобелевская премия присуждена "Новой газете" и главному ее редактору для того, чтобы защитить их от гибели. Когда входишь, первым делом видишь галерею лиц убитых журналистов. Юрий Шекочихин, Анна Политковская, Наталья Эстемирова, Станислав Маркелов, много других... Сегодня премию получили и они все.
Лет 10 назад "Новая" напечатала три большие мои статьи о Сталине, где (безуспешно) я стараюсь объяснить, что дело не в самой персоне Сталине, но в той идеологической одержимости, из которой сей джинн образовался. Он, как пишет английский историк С.Монтефиоре, это и сам признавал: "Ты не Сталин, говорил он сыну Василию, и я не Сталин. Сталин - тот, который в газетах". Джинн живет сам по себе, переселяясь из одной личности, одной эпохи в другую.
Поздравляю Дмитрия Андреевича Муратова и всех его сотрудников с этой солдатской наградой.
! Орфография и стилистика автора сохранены