дирижер, пианист, композитор, теоретик музыки, философ.
Родился в семье со смешанными, но древними корнями, в том числе музыкальными и художественными. Со стороны отца А.Г. Аркадьева (инженер, системный программист) принадлежит к линии русского и итальянского дворянства. Прадед со стороны отца, Владимир Аркадьев - офицер Императорской армии (Варшавский корпус), прабабка - итальянская дворянка. Их сын, Г.В. Аркадьев, дед М.А. со стороны отца – главный художник С.-Петербургского (Ленинградского) Ботанического музея с 1933 по 1993 гг.
Родители знали и любили музыку. Со стороны матери М.М. Левиной (театральный режиссер, закончила ГИТИС, репрессирована по 58 ст. в 1949 г., в 1953 амнистирована и затем реабилитирована) принадлежит к левитам, потомственным еврейским священникам, прадед И. Левин был кантором Московской синагоги, дед М. Левин – скрипачом в оркестре Большого театра.
Начал играть и импровизировать на рояле самостоятельно, в 13 лет, затем брал уроки у известного педагога А.Д. Артоболевской. С 1974-78 учился в Академическом муз. училище при Московской консерватории по классу фортепиано у Я.И. Мильштейна, затем А.И. Соболева, а также у Ю.Н. Холопова (теория музыки) и у В.П. Фраенова (контрапункт). С 1978-83 — в Российской Академии музыки им. Гнесиных (тогда ГМПИ) у А.А. Александрова, у него же в 1988 закончил аспирантуру. Занимался композицией с А.Г. Шнитке и Р.С. Леденевым, дирижированием — с Ю. Симоновым и М. Эрмлером. Как музыкальный ученый развивался под руководством М.Г. Харлапа и Л.А. Мазеля.
С 1988-98 А. работал в тесном сотрудничестве с Г.В. Свиридовым, принимал непосредственное участие в замысле, создании, комментировании и исполнении (совместно с Дм. Хворостовским) его последнего крупного вокального сочинения — поэмы "Петербург" для голоса и фортепиано на сл. А. Блока.
В 1989 состоялись первые сольные концерты А. за рубежом, он стал постоянным участником и муз. директором фестиваля фортепианной и камерной музыки "Русские вечера" в г. Морзум (Германия) (1989-2001).
Как пианист А. выступал со многими российскими дирижерами: Вл. Федосеевым, Ю. Симоновым, Р.Кофманом, Вл. Понькиным, С.Скрипкой и др.
В1990-2003 гг. работал как пианист с Нар. арт. России Дм. Хворостовским на всех основных сценах мира (с ним записаны компакт-диски на фирме "Филипс", 1994, 1997, и на фирме "Делос", 2003). Совместно с Хворостовским, является автором новой исполнительской редакции поэмы Свиридова "Отчалившая Русь" (на сл. С. Есенина) (изд. "Музыка", 1996). Несмотря на тесную творческую работу с Г.Свиридовым никогда не разделял ни его политических взглядов, ни его славянский национализм.
Сочинения Аркадьева исполняются на многих российских и зарубежных сценах. В числе исполнителей – А.Рудин, В. Симон, А. Сафиулин, Т.Куинджи. В 1995 в Лионе (Франция) состоялась мировая премьера сочинения А. "Missa brevis" для смешанного хора, детского хора и органа (на лат. тексты) и запись его на фирме "REM"(Франция, 1995). В марте 2007 г. в Красноярске под его управлением с успехом прошла премьера его Concerto grosso для органа, скрипки и струнного оркестра.
С 1998 года является приглашенным дирижером во многих симфонических оркестрах и оперных театрах России и за рубежом. 1998-2000 – главный приглашенный дирижер Пермского академического театра оперы и балета. 2002-04 — главный дирижер и муз. руководитель Государственного театра "Волгоградская оперная антреприза" (ныне "Царицынская опера"). В декабре 2006-феврале 2007 с государственным Оркестром России совершил длительную гастрольную поездку по крупным городам Китая в качестве симфонического и балетного дирижера.
Ведет большую педагогическую работу (с 1992-99 — зав. кафедрой фортепиано Академии Хорового искусства, с 1999 – доцент кафедры специального фортепиано РАМ им. Гнесиных), ездит с мастер-классами и педагогическими семинарами по многим городам РФ и за рубежом.
Как музыкальный теоретик разработал концепцию "незвучащей" "неакустической" основы, как базового элемента ритмической системы новоевропейской музыки. Его новаторские (по оценке Л.А. Мазеля) идеи продолжают и развивают стадиальную теорию ритма.
Доктор искусствоведения (2003) Заслуженный артист РФ(1995)
Известен, не только как музыкант, но и как философ, автор: оригинальной философско-антропологической концепции "лингвистической катастрофы"
Сочинения: (муз.) – для ф-но: "Sonata brevis"(1975) , "Eine kleine Zaubermusik" (1975-1989), Четыре Элегии (1976); камерные: "Элегия и гимн" для виолончели, ф-но и трубы за сценой(1979), "Пассакалия" для скрипки соло(1976), "Маленький эпитафический концерт" для стр.квартета, ф-но и голоса, на латинские тексты (1975), Concerto grosso для органа, скрипки и стр. оркестра (1980-2007); вок.: "Три миниатюры" на слова древних японских и корейских поэтов для скрипки, ф-но, челесты, литавр, и голоса(1975), "Три стихотворения на сл. Р.М.Рильке" для голоса и ф-но(1978), "Три стихотворения на сл. И. Бунина" для голоса и ф-но, хор. "Четыре мадригала" на сонет П.Верлена для камерного хора, "Missa brevis"" для смешанного хора, детского хора и органа (на лат. тексты);
(лит.) – Временные структуры новоевропейской музыки. Опыт феноменологического исследования. М.1993; Хроноартикуляционные структуры в клавирном творчестве И.С. Баха. Музыкальная академия. 2000. № 2; Фундаментальные проблемы теории ритма и динамика "незвучащих" структур в музыке Веберна. Веберн и Гуссерль. Музыкальная академия 2001. № 1, 2; И.С. Бах Гольдберг-вариации. Синтетический уртекст. Концепция и комментарии М. Аркадьева. Москва, 2002; Лирическая вселенная Г. Свиридова. В кн. Русская музыка и ХХ век. Москва, 1997; Диалоги о постсовременности (беседа с Т. Чередниченко). Музыкальная академия. 1998. № 1; Конфликт ноосферы и жизни (эскизное введение в "фундаментальную структурно-историческую антропологию"). В кн.: Ноосфера и художественное творчество. – Сб. ст. М., "Наука", 1991.
Литература о нем.: Л.А. Мазель. Достояние отечественной культуры. Работы последних десятилетий о ритме. Музыкальная Академия, 1995. № 2; Энциклопедия "Философы России 19-20 столетий". Москва, 2002, стр.62.
Arkadiev.ru, 14.05.2007