Представление, что Россия использует свою "газовую кувалду" для продвижения своих внешнеполитических идей, устарело. Скорее надо говорить о том, что вектор внешней политики поворачивается относительно интересов газовой монополии.

Добиваясь для "Газпрома" возможности выхода на розничный европейский рынок, Владимир Путин испортил отношения сразу с США, Францией и Германией. Он предложил немцам сепаратную сделку, очень выгодную для них, но весьма неприятную для их европейских партнеров. Неудивительно, что, стоя перед альтернативой — поругаться с Россией или с Евросоюзом, — Ангела Меркель выбрала второй вариант.

И вот, чтобы задобрить немецких компаньонов, им сделали дорогой подарок. Речь идет о спонсорском соглашении "Газпрома" с немецким футбольным клубом "Шальке-04", любимым клубом Герхарда Шредера . За размещение своего логотипа на футболках и прочие рекламные возможности газовый концерн должен был заплатить от 100 до 125 миллионов евро в течение пяти лет — то есть более 20 миллионов евро в год. Это в разы больше, чем получает от спонсоров средненький, уровня "Шальке-04", клуб, и сопоставимо с тем, что платят мегаграндам футбола.

Но как минимум в тактическом плане эти деньги оказались потрачены впустую — Германия сепаратное соглашение отвергла.

Когда редакция "Новой газеты" отправила в ОАО "Газпром" официальный запрос, им весьма оперативно ответили, что финансирование начнется с 1 января 2007 года, и требуемые миллионы будут обязательно внесены в инвестиционную программу ОАО "Газпром" на следующий год. Выделение средств никак не повлияет на прочие инвестиционные проекты и дивидендную политику компании, поскольку в масштабах "Газпрома" 20 миллионов евро в год — не такая уж значительная сумма.

P.S. "Шальке-04" (нем. FC Schalke-04) — футбольный клуб из района Шальке в Гельзенкирхене (Германия).

По материалам "Новой газеты".