До сих пор, когда читатели моих статей упрекали (обвиняли) меня в нелюбви к России, я пытался объяснять (оправдываться), что Путин и Россия – это разные вещи. Что нельзя смешивать государство и страну, правителей и народ. Что моя нелюбовь к Путину (уж этот факт невозможно отрицать) не означает нелюбовь к России; наоборот, то, что я пишу, вызвано досадой, болью за Россию, желанием видеть ее свободной и процветаюшей страной, с достойным уровнем жизни ее граждан.
Сегодня, после неприкрытой агрессии России против Украины, единогласно одобренной Советом Федерации, после того, что наговорили в эфире федеральных российских каналов всевозможные пушковы и слуцкие, журналист №1 в путинской России Дмитрий Киселев, после массовых акций в российских городах в поддержку вторжения в Крым, это различие размылось. Причем, размыли его сами россияне, слившись в экстазе одобрямса с властью, с государством российским. Увы, немногочисленные антивоенные акции ситуцию не спасают.
Простые россияне, насмотревшиеся зомбоящика, кажется, всерьез полагают, что почти все украинцы сплошь бандеровцы и фашисты (за исключением жителей юго-восточной Украины и Крыма) и потому не видят в агрессии против народа, который они называют братским, ничего предосудительного. Чем в этом случае россияне отличаются от жителей мусульманских стран, плясавших от радости 11 сентября 2001 года?
Когда этот дурман, окутавший Россию, спадет, когда вторжение на Украину (равно как и в Грузию) будет признано новым руководством ошибкой, как было признано ошибкой вторжение в Венгрию, Чехословакию и Афганистан, когда на федеральных российских каналах будут показывать всевозможные "анатомии" и "биохимии", препарирующие на этот раз преступный путинский режим, одним словом, когда в России наступит очередная оттепель, те, кто сейчас горячо поддерживают и одобряют, станут утверждать, что они, дети малые, наивные и неразумные, ничего не ведали и не понимали.
Что они тоже жертвы режима. Самое замечательное здесь, что тут они отделят себя от Путина. Станут различать страну и государство, народ и правителей.
Но, увы, на этот раз аргумент, что мы ничего не знали, будет совершенно несостоятелен.
Это могли говорить немцы после разгрома в 1945-м году, что они ничего не знали о преступлениях нацизма, хотя и с этим многие не согласны. Это в какой-то мере мог говорить советский человек, родившийся в СССР, всю жизнь в СССР проживший, никакой другой жизни не видевший, отгороженный от остального мира "железным занавесом".
Но сегодня, когда занавеса давно нет, в век информации сказать, что кто-то чего-то не знает – невозможно. Кто хочет знать – тот знает. А кто черпает сведения исключительно из путинского ящика – это его выбор не знать правду.
По последним данным, рейтинг оценки работы Путина, представленный ВЦИОМ, уже вторую неделю держится на максимально высоком за последние два года уровне – 67,8%. Вырос он до этого значения по успешному завершению Олимпиады, а две недели подряд держит планку, по мнению наблюдателей, благодаря крутой пацанской разборке Путина с Украиной.
Сегодня те, кто обвиняют меня в критическом настрое к России, будут абсолютно правы. Сегодня я не вижу различия в отношении к Украине Путина и россиян, по крайней мере, большей их части. Это уже вина не одного Путина, что Украине не дают жить так, как она хочет, и силой пытаются заключить ее в братские объятья.
И дело ведь здесь не только во мне.
Виталий Портников в статье "Чужие навсегда" писал о стыде, который он испытывал в 80-е – 90-е годы, заговаривая в Таллинне или Праге на русском языке. Потому что для жителей Эстонии и Чехословакии оккупантами были не Сталин или Брежнев, а русские. "Осталось сделать еще несколько шагов по продуваемой всеми ветрами крымской земле – и русские для украинцев станут оккупантами. Не Путин, не Медведев, не Шойгу – русские!" Оккупант сделал эти несколько шагов. Тот же Портников сегодня в статье "Не забудем и простимся" на Гранях констатирует: "никакой России для нас больше нет. Есть оккупант, коварный и безумный одновременно". Оккупант "издевается над нашими военными в Крыму, пугает нападением на другие регионы нашей страны, запускает в наши города провокаторов, чтобы сорвать с флагштока наш флаг и водрузить на его место флаг агрессии и мести". Точка невозврата пройдена, украинский народ вряд ли так скоро забудет эту агрессию.
Вопрос отношения к этой агрессии – это не дискуссионный вопрос, не вопрос свободы мнений. Здесь не проходит: вы против агрессии – это ваше мнение, я его уважаю, вы за агрессию – это ваше мнение, я его тоже уважаю.
Так же, как не может быть дискуссионного, равноуважительного отношения к Гитлеру: вы против него, вы за него – оба мнения не имеют равного права на существование.
Все очень серьезно. Речь идет о самом выживании Украины как независимого государства.
Сегодня тот, кто поддерживает агрессию – разделяет за нее ответственность, если же ее поддерживает гражданин Украины – он попросту предатель своей страны.
Евтушекно писал в свое время в стихотворении "Бабий яр":
Я всем антисемитам, как еврей,
и потому я – настоящий русский.
Джон Кеннеди после возведения Советским Союзом "Берлинской стены", разделившей немецкий народ, сказал во время посещения Западного Берлина: "Я – берлинец!"
Я сегодня не еврей. Я сегодня – украинец, я – киевлянин. Сегодня им должен быть любой нормальный человек, какой бы он ни был национальности, в том числе, русский. Может быть, прежде всего – русский. Чтобы мир не перевернулся.
Нападением на Крым, непрекращающимся третированием Украины Путин избывает крупнейшую геополитическую катастрофу 20-го века. Если в результате его экспансионистской политики случится крупнейшая геополитическая катастрофа 21-века, винить Путину нужно будет исключительно самого себя.