Антпутинские санкции, введенные Евросоюзом и США, больно ударили по российским компаниям и предприятиям, прежде всего энергетическим компаниям, которые, как известно, не могут эффективно работать без современного западного оборудования.

Прекращение поставок необходимого оборудования из-за рубежа негативно отразилось на производственных показателях, сказалось на объёмах добычи нефти и газа, особенно в труднодоступных и сложных месторождениях, и в итоге привело к серьезному ухудшению финансового положения энергетических компаний РФ. Наиболее удручающее положение сложилось в "Роснефти", руководство которой не нашло ничего лучше, как обратиться к правительству за помощью в 1 трлн рублей (!?).

Ухудшившиеся условия работы на отечественном рынке заставляют российские нефтегазовые компании устремлять свои взоры на развивающиеся страны, где с имеющимся наличным неказистым оборудованием есть возможность через механизм межправительственных комиссий выйти в сектора по добыче, эксплуатации и транспортировки нефти и газа.

А если повезет, можно и получить какой-нибудь объект на двусторонней основе, обойдя тендеры, в которых, как показывает практика, российские участники не очень-то сильны. Тем самым как-то временно перебиться, пока не перебесится нацлидер, вознамерившийся "потягаться" с Западом.

Подобный тренд, в частности, продемонстрировало очередное, 7-ое заседание Смешанной российско-алжирской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, завершившееся 31 июля в Москве.

Подводя итоги заседания, председатель российской части комиссии, министр энергетики А. Новак, в числе компаний, которые интересуются алжирским рынком, назвал, в частности, "Газпром нефть", ЛУКОЙЛ, "РуссНефть", "Руснефтегаз", "Башнефть" и "Интер РАО".

Как принято в таких случаях, Новак произнес дежурную фразу о том, что две страны имеют большой неиспользованный потенциал для наращивания сотрудничества. Между тем наглядной характеристикой нынешнего уровня российско-алжирского торгово-экономического сотрудничества может служить объём двустороннего товарооборота, который, по признанию самого министра, сократился за последние годы в три раза и составляет около 900 млн долларов.

Весьма сомнительно, что с новыми участниками алжирского рынка удастся расширить потенциал, на который указывал Новак. Крупная нефтегазодобывающая страна Алжир, наряду с Россией, сейчас переживает финансово-экономический кризис, обусловленный ухудшением мировой конъюнктуры энергоресурсов, так как алжирская экономика сильно зависит от валютных поступлений за счет экспорта газа, а также нефти.

И потом, в Алжире уже достаточно давно работают отдельные российские компании и корпорации. Так, "Газпром" с дочерней компанией Gazprom EP International является оператором проекта "Эль-Ассель", реализуемого в сотрудничестве с алжирской Sonatrach ("Газпрому" принадлежит 49%). С той же Sonatrach консорциум "Роснефти" и "Стройтрансгаза" осваивают блок "245-юг" на юге страны. "Технопромэкспорт" в мае 2014 года подписал контракт с Алжирской национальной генерирующей компанией на строительство десяти дизельных электростанций общей мощностью 30 МВт (стоимость контракта — $110 млн). Но почему-то объём торгово-экономического сотрудничества сокращается.

Как пишет американское финансовое издательство Рlatts, входящее в структуру McGRAW Hill, Россия и Алжир договорились интенсифицировать контакты в конце прошлого года, когда тогдашний министр нефти Алжира Ю. Юсфи призвал членов ОПЕК, а также других важных игроков мирового нефтяного рынка, включая Россию, усилить координацию действий.

Это обстоятельство, а также тот факт, что Москва в 2006 году списала советский долг Алжиру размером в 4,7 млрд долл., позволяет предположить, что новые российские участники алжирского нефтегазового рынка, так же как и выполняющие там работы вышеперечисленные компании, будут действовать, скорее всего, на двусторонней основе. В пользу этого предположения говорит то, что получившая распространение практика списания долгов развивающимся странам путинским режимом преследует, в том числе, цель получать там контракты на безтендерной основе.

Такой механизм отрабатывался, в частности, в Ливии. Чем он закончился, хорошо известно: и деньги пропали, и контракты так и остались на бумаге. Это говорит о том, что и в случае с Алжиром политические риски учитываться не будут: за ливийский прокол никто так и не ответил.

Между прочим, в этой стране не прекращает свою деятельность опасная экстремистская террористическая организация — "Салафитская группа проповеди и борьбы" (СГПБ). Многие из амнистированных в 2005-2006 гг. боевиков вернулись в ее ряды. В январе 2007 г. СГПБ объявила о структурном присоединении к "Аль-Каиде" и начала новый этап вооруженной борьбы против правительства с использованием традиционных для "Аль-Каиды" террористов-смертников.

С 2007 г. целями терактов в Алжире стали работающие в стране иностранцы, включая сотрудников ООН.

Но, как говорится, на безрыбье и рак рыба. Хотя расширение деятельности в таких странах, как Алжир, ничего хорошего в плане совершенствования опыта работы для российских компаний не предвещает. Реализация международных контрактов на двусторонней основе — это отжившая архаичная практика мирового подрядного рынка. Она ведет только к иждивенчеству компаний и не способствует повышению их реальной конкурентоспособности.

Вот что ожидает российские компании на рынках развивающихся стран, куда толкает их пресловутая путинская навязчивая идея наказать Запад.

А пока что в наказанных оказывается отечественный бизнес!

Кямран Агаев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter