Год только начался, но обстановка в мире и особенно в Европе настолько напряжена, что многие забывают и про пандемию, и про карантины, и тем более про каникулы, связанные с рождественскими и новогодними праздниками. В этой атмосфере все время в основном посвящено теме "восточной политики", взаимоотношений с крупнейшим соседом на Востоке, трактовкам и попыткам понимания его ужимок и прыжков, его желаний и возможностей. Бесконечным попыткам расшифровать и найти хоть какое-то разумное объяснение звучащим из его многоголосой глотки заявлениям, в том числе все чаще граничащим с оскорблениями. В такой атмосфере поговорить о перспективах этих политических отношений самое время.
Попытка рассмотрения отношений с заокеанским партнером, с той или иной международной организацией, которые исторически не очень нравятся Кремлю, не говоря уже о двухсторонних отношениях с любой страной Европы, выглядела бы слишком частным случаем. Именно поэтому удивительно злободневным и своевременным было предложение обсудить 20 января в Музее Иоанна Павла II и Примаса Вышинского в варшавском районе Вилянув проблемы диалога между христианскими церквами Запада и Востока. Между самым большим по территории государством — ныне называющимся Российская Федерация — и самым небольшим государством мира, но имеющим самую большую в мире армию своих приверженцев — католиков, со Святым Престолом — Государством Ватикан.
Конференция была подготовленная Музеем совместно с Центром Польско-Российского Диалога и Согласия и Центром мысли Иоанна Павла II.
Сборник статей и выступлений "Столица Апостольская в отношении России и Восточного Христианства" с подзаголовком "От Иоанна Павла II до Франциска" — ("Stolica Apostolska wobec Rosji I Wschodniego Chrzescijanstwa" od Jana Pawla II do Franciszka), изданный организаторами, и дал повод и название конференции.
Конференцию открыл заместитель Директора Центра Польско-Российского Диалога и Согласия Лукаш Адамский (Lukasz Adamski). Вел Гжегош Полак (Grzegorz Polak) — заместитель директора Музея, а докладчиками и экспертами выступали доктор Анджей Граевский (Andrzej Grajewski), составлявший и представлявший сборник, бывший премьер-министр Польши и многолетний Посол Польши при Святом Престоле, профессор Ханна Сухоцкая (Hanna Suchocka) и бывший заместитель министра иностранных дел Польши и депутат Европарламента, профессор Павел Коваль (Pawel Kowal).
Анджей Граевский сразу предложил главный ключ к пониманию проблем в диалоге Запада и Востока — "такой диалог может успешно вести только тот, кто отлично понимает и разбирается как в Западе, так и в Востоке".
Именно таким человеком являлся Кардинал Кароль Войтыла — Папа Иоанн Павел II! Именно поэтому в восточном блоке, возглавляемом СССР, его сразу назвали "неудобным Папой". Неудобным с точки зрения "Штази", тов. Федорчука, возглавлявшего вначале КГБ Украинской ССР, а потом КГБ СССР, когда его шеф Андропов стал главой СССР. Такой точки зрения придерживались в советском МИДе. Разумеется, в Московской Патриархии. Польский Папа был неудобен своим знанием и пониманием истории государств восточной Европы, отличным знанием истории религий в Российской Империи, а также своим знанием и пониманием трагедии греко-католиков. В СССР их называли униатами.
Их не только не признавали в СССР, но и жестоко подвергали репрессиям. Множество их храмов было отобрано и передано Московской Патриархии, превращено в различные светские здания от клубов до складов, уничтожено. Впрочем, последнее было обычной нормой отношения к храмам начиная с октября 1917 года. Страна, создававшая свою новую религию, отвергавшую все существовавшее ранее, начинала строительство своего "завтра" с уничтожения.
О тех трагедиях, убийствах иерархов церквей, священников, монахов и просто глубоко верующих мирян написаны целые тома в истории ГУЛАГа, в документах, собранных "Международным Мемориалом". Кардиналу Войтыле, другу Примаса Польской Католической Церкви Кардинала Вышинского, все это было хорошо известно. Начиная с 17 сентября 1939 года, церкви в Польше также пришлось пройти через многие испытания вместе с народом и страной. В Москве это отлично понимали и восприняли избрание Кардинала Войтылы на Папский престол как большую победу враждебных СССР и социалистическому лагерю сил. Однако легальных методов исправить это в их руках не существовало.
Папа Иоанн Павел II практически с первых своих шагов показал, что вопросы Восточной Европы значат для него очень много и свой Понтификат он посвятит в том числе и возможности как-то исправить эту ситуацию и помочь людям и странам вернуть Свободу. Ханна Сухоцкая, пожалуй, чаще всех из присутствовавших на конференции имела возможность и счастье встречаться и говорить с Иоанном Павлом II. Она поделилась воспоминаниями о том, насколько важным Понтифик считал налаживание нормального диалога с Востоком. Диалога равноправного, то есть взаимно ответственного и открытого. Папа неоднократно высказывался: "Европа должна дышать двумя легкими!", "Иметь два крыла, как птица, на одном крыле лететь нельзя". Папа неоднократно подтверждал свою готовность. Извинялся перед протестантами, православными, иудеями, мусульманами. Извинялся за грехи инквизиции. Постоянно не уставал повторять: "Mea Culpa" ("Моя вина")!
Были ли к такому же готовы в социалистическом лагере и прежде всего в СССР? Нет. Привыкшие диктовать свою волю, власти СССР продолжали свою политику и после подписания Л. Брежневым "Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе" в Хельсинки. Хотя в нем важное место отводилось правам человека. Праву Свободы! Праву свободы вероисповедания! Праву мирного сосуществования и мирного диалога, не подразумевающего языка ультиматумов и тем более агрессий и оккупаций чужих территорий. Тем более войны государства, власти с частью народа своей страны, как в 90-х происходило в Югославии при Милошевиче или в РФ во время Чеченской войны. Поставленная подпись не помешала Кремлю в конце 1979 года начать агрессию против Афганистана. Войну, которая переросла в долгую и кровопролитную драму. Иоанн Павел II выступал против любой войны. Он, прошедший через страшную Вторую мировую войну 1939–45 годов, воспринимал каждую войну в Руанде, Югославии, России, в любой другой точке планеты, как свою собственную боль. Он выступал против них, взывая к милосердию и миру. Он мог повторить знаменитую строчку практически своего ровесника, поэта Юрия Левитанского:
"Я не участвую в войне,
она участвует во мне!"
Нужно напомнить, в СССР католики были лишены своих структур. Исключение составляли только страны Балтии с исторически сложившимся большим католическим населением и западные области Украины и Беларуси. Кроме этого Святой Престол никогда не признавали. На территории России, Беларуси и Казахстана католические структуры были восстановлены только в апреле 1991 года. Тогда, когда СССР, в том числе и благодаря героическим и кровавым событиям января 1991 года в Вильнюсе и позже в Риге, явно "приказывал долго жить". Его сила и территория влияния резко сокращалась. Народы, а за ними и страны однозначно проявляли желание к Свободной, пусть и не очень простой, но независимой жизни. Во многом это происходило под воздействием слов и дел нового польского Папы.
К сожалению, и в западном мире многим хотелось сохранить привычный для них "статус-кво". Ярким подтверждением этого были не только некоторые публикации в западных изданиях. В какой-то степени даже исторический визит на празднование 1000-летия крещения Руси в Москву Кардинала А. Казароли — фактически всесильного министра иностранных дел Государства Ватикан — не противоречил именно этому соглашательскому, примиренческому курсу западной политики. Кардинал был принят М. Горбачевым. Был первым католиком такого ранга, выступившим по советскому телевидению. Для католиков, да и просто для разумных людей, анонс этого выступления был "лучом солнца в темном царстве". Однако кардинал выступил с очень обтекаемыми формулировками, акцентируя прежде всего необходимость установления дипломатических отношений и обмена Посольствами. Конечно, это был большой шаг, но многие, кто прильнул в тот день к телевизору, ждали других, более значимых заявлений.
Павел Коваль по праву назвал Папу Иоанна Павла, возможно, самым великим поляком в истории. Он подчеркнул, что именно вклад Папы был решающим в установлении дипломатических отношений. Именно он впервые официально, еще в начале 1979 года принял "господина нет" — Министра иностранных дел и члена политбюро Андрея Громыко. 01.12.1989 года впервые в истории на папскую аудиенцию прибыл Генеральный секретарь ЦК КПСС и Президент СССР М. Горбачев.
Однако между визитами этих кремлевских функционеров состоялась еще одна очень важная для обоих участников встреча. В феврале 1989 года Папа Иоанн Павел II с большим искренним удовольствием принял Лауреата Нобелевской Премии Мира, выдающегося гуманиста Андрея Дмитриевича Сахарова и его верного соратника и жену Елену Георгиевну Боннэр. Приведу воспоминание об этой встрече из книги "Москва, Горький далее везде..." А.Д. Сахарова: "Мы говорили с Папой о сложных и противоречивых проблемах нашей жизни, я пытался сформулировать основные принципы политики в отношении перестройки и страны. Я говорю о том же самом при всех встречах с государственными деятелями и в публичных выступлениях. Но в беседе с Папой я почувствовал самую большую, неподдельную заинтересованность и интуитивное глубокое понимание". Говорили и о культуре и ее значении в жизни и в политике. Папа, которого в детстве приобщил к стихам Некрасова и Надсона живший у них в доме русский студент, вспоминал свою первую встречу с Еленой Георгиевной в 1975 году и то, как они вместе вспоминали строчки из стихотворения Н. Некрасова "Рыцарь на час":
"От ликующих, праздноболтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви".
Встреча продолжалась более часа к огромному удовольствию высоких ее участников.
О чем это свидетельство? О том, что Папа не только знал историю, но и постоянно проявлял неподдельный интерес к чужому мнению. Понимал, что для принятия правильных решений необходим всесторонний взгляд на страну и проблемы, существующие в ней. Именно поэтому он так хотел посетить Россию. Хотел увидеть ее своими глазами, а не в кино или по телевизору. Увы, сделать это ему не позволили политиканы в светской и в той или иной униформе. Они были везде. На Востоке, на Западе, совсем рядом с ним.
Экспертам был задан очень важный вопрос: "Покушение 13 мая 1981 года было на политического деятеля или на Папу?"
Уверен, задававший вопрос сам отлично все знает и понимает, но услышать мнение докладчиков было важно и ему, и всему залу. Ведь то был трагический момент, когда мог оборваться оказавшийся, слава Богу, долгим и важным для человечества понтификат. Выстрелы были обращены не только в Папу Иоанна Павла, политика и, что самое главное, великого гуманиста, они были направлены против нашего общего будущего. Нашего, прежде всего живущих на востоке Европы. Докладчики подтвердили это своими высказываниями.
Разумеется, дело не в том, что установило следствие. Не в так называемом "болгарском следе". Болгарский, варшавский — все мы, жившие в социалистическом лагере прекрасно знали и понимали, где принимаются подобные решения. Откуда приезжают исполнители — частность, существенная, но не главная. Такое решение могли принять только "главные", считавшие Иоанна Павла II "неудобным Папой". Турецкий "серый волк" был только способом заметания следов. Если бы толпа его разорвала на месте, это было бы самым лучшим для "сценаристов" исходом дела. Возможностью поспекулировать на межконфессиональной розни.
Однако все пошло не так. Вместо того чтобы опустить занавес, покушение, наоборот, его распахнуло. Жизнь и служение людям Папы продолжились. Мы, не все, но уже многие, больше не могли и не хотели служить тоталитаризму. Мы пробудились благодаря его словам, его Вере в Бога! Его вере в нас, его современников. Он был одним из нас, прошедшим через войны и оккупации, через все прелести тоталитаризма. Тем, кому повезло и кто был избавлен от этих жестких уроков, что-то менять совсем не хотелось. Проблемы Восточной Европы казались второстепенными. Далеко не всем хотелось разрушения установленного, казалось, на века порядка. Возвращения человека к человеческому, к божественному.
Во время встречи с Горбачевым им было высказано протокольное предложение посетить с государственным визитом СССР. В таких знакомых и всегда теплых глазах Папы Иоанна Павла II, по свидетельству очевидцев, промелькнул мгновенный лучик — он поблагодарил за приглашение, но сразу подчеркнул: "Я не только глава государства, я прежде всего Папа, и любой мой визит в страну должен включать в себя встречу с моей паствой, публичный молебен, посещение святых мест. Если мне будет предоставлена такая возможность, то я с большой благодарностью принимаю Ваше предложение"... Ответ повис в воздухе.
Всесильный Генсек, Президент самой большой в мире страны, уже проведший "перестройку", уже развернувший "гласность", уже давно пообещавший "ускорение" — ответить Папе не смог. Президент атеистического государства — СССР, в котором население стремительно теряло веру в коммунистическое завтра, оказался бессилен. Хотя власть в то время еще не демонстрировала свою полную взаимосвязь с Московской Патриархией, обязанной в любом случае, как и другие признанные государством конфессии, координировать все свои действия с Комитетом по делам религии и религиозных объединений при Совете Министров СССР, возглавляемым по традиции "специалистом по вере" в погонах генерала КГБ СССР. Президент молчал... Ответить ему было нечего. Дать согласие на такой визит он боялся, не мог, не хотел. Ситуация была исчерпана. Приглашение осталось устным.
Единственным зримым и важным результатом встречи стало то, что 15.03.1990 стороны обменялись официальными нотами и впервые с 1917 года установили дипломатические отношения. В Москве появилось Посольство Святого Престола — Государства Ватикан и целых два дипломата, Нунций — Папский легат и его заместитель, плюс совсем небольшой технический персонал, состоящий из монахинь. В свою очередь, на одном из старинных особняков перед самой площадью Святого Петра в центре Рима появилась медная табличка с гербом СССР. В 1992 году земной шар, перечеркнутый серпом и молотом, заменил двуглавый орел — герб России. Однако удивительная надпись на табличке осталась — "Посольство в Государстве Ватикан". Многолетний Посол Польши при Святом Престоле Ханна Сухоцкая отлично знает и подтверждает: на всех остальных Посольствах надписи на разных языках, иероглифами, арабской вязью, кириллицей и латиницей всегда гласят "Посольство при Святом Престоле". Как принято говорить, почувствуйте разницу. Социалистический лагерь рассыпался. СССР прекратил свое существование. Сменился Президент, флаг, греб. На некоторое время даже гимн. Увы, эта ситуация осталась неизменной.
Б.Н. Ельцин дважды встречался с Папой. Во время своей первой встречи с Иоанном Павлом II в декабре 1991 года он еще был Президентом Российской Федеративной Республики, а в 1998 году — уже Президентом России. Президентом, уже прошедшим сквозь огонь, воду и медные трубы 1991 года и других годов. Он пригласил Папу официально посетить Россию. Однако вопрос о согласовании молебна, посещения святынь, встречи с паствой переадресовал Московской Патриархии. Оттуда последовало молчание, равное отказу.
При этом Иоанн Павел II не изменил своего решения в качестве жеста доброй воли передать в Казань одну из самых старых и почитаемых православными икон — икону "Казанской Богоматери". Древняя икона была вывезена из охваченной пламенем революции и гражданской войны страны теми, кто не хотел и не мог поменять ее на красную звездочку с портретом того или иного лукавого вождя. Икона была много лет наиболее почитаемой Каролем Войтылой — Иоанном Павлом II, однако он понимал, насколько она важна для Казани, для России.
Папа делал все зависящее от него, чтобы наладить диалог, но только у властей России и Московской Патриархии его старания не находили должного отклика. Более того, издания, близкие к Московской Патриархии, и даже ее видные иерархи продолжали обзывать Папу русофобом, ненавистником России, виновным в крушении СССР и советского лагеря. Именно такая позиция не только не дала сбыться, возможно, единственной нереализованной мечте Папы, но и повлияла на поведение властей в момент кончины Понтифика. Несмотря на общемировой траур, объявленный в абсолютном большинстве стран, и несмотря на предложения почтить память Папы, звучавшие в обществе и даже в стенах российского парламента, правящее большинство и Московская Патриархия категорически выступили против этого. Россия оказалась единственной крупной страной в мире, проигнорировавшей общую потерею.
А Папа практически до последних дней, пока у него были силы, принимал российские делегации. Деятелей культуры, ученых, правозащитников, даже депутатов Государственной Думы и политиков. Всячески, говоря по-русски, подчеркивал свою любовь к России, к ее культуре. Свое желание, чтобы жизнь людей изменилась и стала ближе к человеческой. Это вполне могли бы засвидетельствовать выдающиеся музыканты, писатели, художники, артисты цирка и даже, если бы были живы, артисты любимого в Польше Ансамбля им. Александрова...
Павел Коваль подчеркнул, что Папа не был Макиавелли, но не был и Ганди. Да, он был Иоанн Павел — выдающийся Человек, менявший мир вокруг себя. Кстати, единственный в России открытый памятник Каролю Войтыле — Папе Иоанну Павлу II, установленный в атриуме Библиотеки иностранной литературы, в центре Москвы 14 октября 2011 года (Николоямская улица, д. 1), расположен так, что слева от полноразмерной бронзовой статуи в цвете римской патины сидящего Папы (скульпторы — заслуженный художник Украины Александр Васякин и московские скульпторы Илья и Никита Феклины) стоит мраморный бюст Ганди, а практически напротив — скромная небольшая бронзовая голова Макиавелли. Кроме них компанию статуе Папы составляют бюсты Отца Александра Меня, Рауля Валленберга, Леонардо да Винчи, Линкольна, Габриэль Мистраль, Гейне, Чингиза Айтматова, Академика Дмитрия Лихачева, Чюрлениса, Диккенса, Джойса и многих других выдающихся деятелей мировой истории и культуры. Большинство из них, как и Иоанн Павел, были гуманистами. Чаще всего и больше всего цветов приносят именно к памятнику Иоанну Павлу. Это делают не только официальные делегации, но и простые люди.
Папа Бенедикт XVI и Папа Франциск, безусловно, выдающиеся Папы. Однако восточный вопрос для них является периферийным. Их знания о жизни на Востоке, о проблемах и трагедиях, о реалиях ситуации происходят только из книг и официальных донесений. Самим им повезло не испытывать на себе все прелести советского тоталитаризма. Нам, живущим на востоке Европы, к сожалению, пришлось это испытать — кому 45, а кому и целых 75 лет. Не пережив это, не всегда возможно понять, чем это было и как это до сих пор напоминает о себе.
Встречи с новыми президентами России стали более или менее регулярными. Увы, пока они мало способствуют активному продвижению взаимопонимания по непростым вопросам. Более того, регулярные опоздания на аудиенции с точки зрения Святого Престола, в котором протокол выверен веками, явно свидетельствуют о том, что с противоположной стороны особой заинтересованности в конструктивном диалоге нет. События по вероломному "присоединению" Крыма, боевые провокационные действия в приграничных с Россией Донецкой и Луганской областях Украины только добавили противоречий. Активная поддержка и постоянное нагнетание информационной войны тоже ухудшает ситуацию. Регулярные нападки на Украину, на греко-католиков, с недавнего времени и на естественное желание большинства православных прихожан и служителей церкви в создавшихся условиях выйти из-под жесткой пропагандистской, имущественной и финансовой опеки Московской Патриархии возмущают многих на Западе. Российское государство и Московская Патриархия противостоят этому естественному желанию граждан независимой Украины. Эти события наглядно еще раз показали многим сложную перспективность диалога.
Однако, несмотря на эти события, 12.02.2016 состоялась знаменательная встреча Папы Франциска и Патриарха Кирилла в Гаване. Кремль, сразу после избрания нового Папы 13.03.2013, не скрывал своего удовлетворения и веры, как они считали, в шанс достижения приятного РФ взаимопонимания с новым Папой. Надежды основывались на том, что Кардинал Бергольо прибыл из Аргентины. По мнению Кремля, в Южной Америке определенные левые социальные идеи были и остаются популярными, антагонизма, связанного с исторической памятью, нет. В связи с большой удаленностью все трагедии, происходившие на европейских и российских просторах, все ужасы, особенно ХХ века, для большинства латиноамериканцев не представляются актуальными. Не скрывала своего удовлетворения и Московская Патриархия. У Святого Престола и нового Папы достаточно других забот и проблем. Активно ввязываться в то, что от него далеко, он вряд ли будет, утверждали близкие к кремлевской власти аналитики и эксперты. Да и продвигать Папа, скорее всего, будет своих латиноамериканцев или итальянцев, а не представителей из Восточной Европы.
В свете этих размышлений было предложено организовать историческую встречу "на равных" между Папой Франциском и Патриархом Кириллом. Кремль принципиально предложил Кубу. С одной стороны близкую по географическому расположению и языку Папе Франциску, а с другой стороны — страну, где советско-российское влияние пока остается достаточно устойчивым. Более того, к этому мероприятию было даже приурочено строительство и открытие с освещением Патриархом нового Православного Храма на Кубе (архитектор А. Воронцов).
Замечу для несведущих, не бывавших там. На Кубе проживает очень незначительное количество православных, составляющих всего 0,05% от населения страны. Большинство граждан исповедуют католичество! Но никто против строительства храма не протестовал. Это так, к постоянно муссируемому многими в Москве вопросу о прозелитизме! Кстати, по официальным данным, количество католиков — граждан РФ оценивается не менее чем в 800 000 человек, а еще есть и много постоянно или длительно живущих и работающих, учащихся в России католиков, граждан других стран и членов их семей.
Итоги встречи скорее разочаровали обе стороны, чем оказались для кого-то явной победой. Ничего кроме протокольных заявлений достичь не удалось. Более того, кое-какие пункты из все-таки подписанного коммюнике скорее радовали Москву, чем Святой Престол. Но СМИ в России, в том числе провластные и православные, остались встречей недовольны. По Москве даже поползли слухи о возможном смещении Патриарха и избрании нового — молодого и активного бывшего Венского Епископа, а теперь одного из самых влиятельных православных иерархов Иллариона. В Святом Престоле также были разочарованы встречей, так как надеялись, что диалог будет более конструктивным.
В любом случае на этом фоне было объявлено, что в июле 2019 года во время официального визита в Италию В. Путин посетит Папу Франциска. Визит все с нетерпением ждали. Многие эксперты сходились во мнении, что, учитывая обстоятельства, сложившиеся после "успешной крымской кампании" и встречи в Гаване, Президент РФ вполне может быть заинтересован сделать исторический шаг — пригласить для укрепления своего статуса в мире Папу Франциска посетить Москву с официальным визитом. Если бы такое произошло, многие были бы уверены, что Московская Патриархия не будет противоречить своему всевластному патрону. Конечно, подозрения в прозелитизме другой стороны сохранялись, но массовый переход в католичество, происходивший во время Понтификата Иоанна Павла и особенно в момент его кончины, пошел на спад. В свою очередь, Московская Патриархия активно вербует своих последователей, выполняя волю Кремля.
Кстати, Московский Католический Архиепископ Паоло Пецци вполне обжился в Москве и даже возлагает цветы вместе с В. Путиным, Патриархом Кириллом и главами иудеев и мусульман к памятнику Минину и Пожарскому в так называемый День народного Единства 4 ноября. Новый праздник должен подменить в народах страны привычку праздновать 7 ноября.
Особенно надежды на историческую встречу у всех были после необычайного массового явления высших должностных лиц России на ежегодный прием по случаю Дня рождения Папы в Посольстве, Представительстве Святого Престола. Приехали высокие чиновники из Администрации Президента РФ (очень редкие гости на любых посольских приемах в Москве), замминистра иностранных дел С. Рябков (теперь широко всем известный), сенаторы, депутаты, высшие церковные иерархи, известные журналисты, политики и аналитики. Такого съезда в здании Нунциатуры в Москве не мог припомнить никто. Многие зарубежные дипломаты, не один год работавшие в Москве, такой съезд высоких российских гостей видели впервые. В воздухе витало ожидание "Больших надежд". Однако В. Путин не только в очередной раз опоздал, но вместо приглашения привез только фильм Андрона Кончаловского и очередную шкатулку в подарок. В ответ все, видимо, понявший Папа Франциск подарил старинную гравюру, которая демонстрировала Площадь и Собор Святого Петра, стоящий много веков и несмотря на все события, происходящие в мире, остающийся одной из вечных ценностей человечества.
Стало понятно, что стремиться туда, где Вам явно демонстрируют свое в лучшем случае неприятие данного вмешательства, не стоит, да многим и так не очень хотелось туда стремиться. Хотя такие результаты многих разочаровали, они, возможно, всё-таки лучше напрасных надежд. Видимо, вначале необходимо, чтобы язык ценностей у сторон в любых переговорах был одинаковый. Пониманию этого способствовала и проводившаяся в Варшаве конференция.
Last but not least!
На этом фоне происходящее в Беларуси только добавило новых фактов по расхождению в подходе к любым событиям. Об этом напомнил Анджей Гаевский, упомянув судьбу Архиепископа Тадеуша Кондрусевича. Позволю себе дополнить уважаемого доктора. Тадеуш Кондрусевич — гражданин СССР, рожденный в Гродненской области Беларуси. 13 апреля 1991 года Папой Иоанном Павлом II был назначен архиепископом, а позже, уже в ХХI веке, и митрополитом, апостольским администратором для католиков латинского обряда Европейской части России и с 1999 года — первым председателем Конференции католических епископов Российской Федерации. Он возродил к жизни и служению Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой девы Марии в Москве, основанный еще в 1899-м, открытый и освященный в 1911 году и, разумеется, отнятый у Церкви и католиков после 1917 года. В 2007 году, уже при новом Президенте РФ, новом Папе был вынужден покинуть Россию и вернуться в Беларусь. Именно его в Москве заменил итальянский епископ Паоло Пецци (Указом Президента Российской Федерации №1004 от 26.07.2011 стал гражданином России). Архиепископ Тадеуш Кондрусевич свой перевод прокомментировал так: "Я солдат Церкви, поэтому куда меня пошлют, туда и пойду. Я не хочу быть тормозом в отношениях наших церквей".
В Беларуси, несмотря на всю его осторожность, он позволил себе личную молитву у стен Минской тюрьмы. Всего лишь молитву с призывом относиться к задержанным с человеколюбием, всепрощением и уважением человеческой личности и права на Свободу и Свободное мирное выражение своего мнения. Молитвой, а не одиночным пикетом, во время массовых задержаний и арестов тех, кто не мог согласиться с узурпацией итогов выборов 09.08.2020. Однако даже этого оказалось достаточно, чтобы гражданину Беларуси, Архиепископу, главе католиков страны после кратковременного запланированного выезда в Польшу запретить въезд на Родину. Показательно! "Батька" всегда максимально старается походить, а порой и перещеголять своего кремлевского визави. Именно такими методами предпочитают вести "диалог" сильные мира того.
Увы, время любой конференции всегда ограничено. Однако поднятую тему можно и нужно продолжать, пока есть силы. Пока существуют Вера и Надежда, что здравый смысл рано или поздно возобладает.
В ситуации множества переговоров на фоне ультиматумов, передвижений войск, нарушающих дипломатический этикет действий и заявлений, все больше и больше чувствуется, как не хватает миру авторитета Папы. Мудрости, гуманизма и, конечно, понимания проблем изнутри. Всего того, чем в полной мере владел Иоанн Павел II. Однако у его последователей выбора нет. Диалог нужно продолжать! Уверен, Святой Папа Иоанн Павел поможет нашим стараниям...
P. S. Позволю себе в качестве послесловия дать совет всем вынужденным заниматься этими непростыми проблемами взаимоотношений. Для успешного продвижения, для понимания нужно привлекать хотя бы в качестве консультантов тех, кто понимает проблему, кто проверен временем и позицией не только изнутри, но обязательно и снаружи.