Ярослав Гашек создал Бравого Солдата Швейка. А еще он опубликовал, незадолго до Первой мировой войны, целую серию веселых антиклерикальных историй. В одной из них католический монах рассказывает о чудесной силе своей молитвы:
— Как-то в пятницу — постный день! — я увидел мальчишку, который сидел под стеной и поедал колбасу. Я взмолился: "Господи, покарай нечестивца, обрушь на него стену!" Но тут же я подумал: "Ведь это маленький мальчик, не ведающий, что творит". И я обратился к Господу с новой молитвой: "Господи, пожалей маленького нечестивца, не обрушивай на него стену!" И случилось великое чудо: стена не упала!
31 января — 1 февраля всем сайтам в сфере геополитики (тем, которые я регулярно просматриваю) — американским, украинским, оппозиционным русскоязычным — стало ясно, что вторжения путинских войск в Украину пока не будет. Точнее, не будет по крайней мере до 20 февраля. Некоторые комментаторы не скрывают изумления. Действительно, какое чудо!
А на самом деле случилось "чудо" вроде описанного выше. Путин испугался и попятился. Механизм происходящего я постарался раскрыть в статье "Путина будут бить с трех сторон". Основные тезисы статьи таковы:
— Концентрация путинских войск вокруг Украины, включая тактические группы в Беларуси, — это всего-навсего "танец с саблями". Все это сведется в скором времени "всего-навсего" к оккупации и аншлюсу Беларуси, поскольку российские войска, очевидно, не уйдут из этой несчастной страны по окончании "совместных маневров" 20 февраля.
— А если (маловероятно, но возможно) Путин все-таки вторгнется в Украину, то его будут бить сильно окрепшие ВСУ (Вооруженные Силы Украины), будет бить Америка, НАТО и Запад в целом (мощными финансово-экономическими санкциями и отправкой оружия Украине), и будет бить Китай, которому расширение конфликта в Украине абсолютно не нужно. В результате путинский режим, и без того сильно подточенный, перестанет существовать.
Пусть читатели теперь сами решают, сбываются мои прогнозы или нет.
На 2 февраля вторжения не было. С вероятностью 99% вторжения и не будет до 20 февраля. Путин и Патрушев поняли, что "смертью запахло". В частности (поступили десятки сообщений), Си Цзиньпин строго-настрого запретил Путину какую-либо агрессию до окончания Зимней Олимпиады в Пекине 20 февраля.
Что касается аншлюса Беларуси, то Пекину, пожалуй, до этого нет никакого дела: "успешно "работали" по отдельности с Россией и Беларусью, теперь будут еще успешнее "работать" с "расширенной Россией" от Хайшэньвэй (местное название Владивостока) и Боли (местное название Хабаровска) до Бреста и Гродно!
Кстати, Западу тоже нет дела до Беларуси. По крайней мере в ближней перспективе. Коль скоро народ Беларуси покорно безмолвствует...
Словом, по мнению антипутинских СМИ, "Путин отползает". Или Путин замер перед прыжком? Иначе говоря, что будет после 20 февраля, после окончания Олимпиады в Пекине и "совместных маневров" в Беларуси? И в течение последующих нескольких месяцев.
Я склонен считать, что будет в основном все то же самое (с некоторым развитием), конкретнее:
— Количество путинских войск в Беларуси будет расти, и это еще до середины 2022 года приведет к формальному аншлюсу Беларуси (Луку отправят в мусорный бак). А путинская пропаганда, разумеется, объявит это "новой великой победой России!".
— Продолжится ускоренная модернизация ВСУ, за счет западных поставок и работы украинской "оборонки", вместе с их количественным ростом (в Киеве, "на Банковой", уже подписаны соответствующие указы).
— Продолжится консолидация Запада на антипутинской основе. Посмотрите на новосозданную, но уже довольно эффективную оборонную структуру Украина — Польша — Великобритания! И западные санкции, все более мощные, "нависают", как еще не сошедшая снежная лавина, над путинским режимом. Один неверный шаг, один громкий звук, и лавина сорвется.
— И, наконец, реакция Пекина. 4–5 февраля Путин в рамках Олимпиады побывает в Пекине (по слухам, Пекин потребовал сократить численность российской делегации до 6–7 человек) и получит пакет жестких инструкций. Это без преувеличения мощнейший фактор. Эти инструкции (извините за повтор), очевидно, сведутся к простой формуле: "Никакой новой агрессии в Украине! Довольствуйся, ni, zaogaode xiao laozhu (скверный поросенок), Беларусью. И не повышай уровень конфронтации с Западом, достаточно уже достигнутого". Пекину, подобно некоторым героям О.Генри, в первую очередь нужен "регулярный бизнес на перманентной основе".
Кстати, рекомендую читателям последний номер (29 января) лондонского еженедельника The Economist. Его обложка и до четверти содержания посвящены "русской рулетке". Особого внимания заслуживает статья "Как Китай смотрит на войну в Украине" (с. 34). В ней еженедельник (вообще говоря, очень недружественный к Китаю) как бы сквозь зубы признает: руководству Китая эта война совершенно не нужна.
Вывод простой: кремлевские, если они еще не утратили инстинкт самосохранения (а они его не утратили), по крайней мере до середины 2022 года на прямую новую агрессию в Украине не пойдут.
Разумеется, большая угроза со стороны путинского режима для Украины, Европы, Америки сохранится всегда. И ликвидация путинского режима — уже не сдерживание! — остается насущной задачей. Но об этом в следующей статье.