Продолжаю размышлять о счастливой России будущего и понимаю, что одной из важнейших составляющих изменений всей нашей жизни должна стать ее демилитаризация. Но как этого достигнуть?
Какие-то вещи напрашиваются: например, отменить военные парады с их бряцанием оружием. Запретить изготовление военной формы для детей и вообще использование военной формы гражданскими людьми. Упразднение каких-бы то ни было "военно-патриотических" игр и развлечений. Закрыть парк "Патриот".
Это все можно сделать легко и быстро — несколькими росчерками пера. Но достаточно ли таких мер? Безусловно нет.
Ясно, что должна быть резко сокращена армия и военная промышленность. Но ведь это означает выбрасывание миллионов людей из их привычной жизни. Людей, которые лишатся привычного статуса, работы, устойчивости. А это, как мы знаем, очень хорошая основа для возможного военного путча. Это один из тех факторов, о который споткнулись экономические реформы в 90-е годы — не сокращать военно-промышленный сектор нельзя и сократить невозможно.
В этой сфере я совсем не специалист, поэтому скажу только, что безусловно нужны долгосрочные и хорошо продуманные (я бы сказала — заранее, задолго) программы. Для нашей издыхающей экономики это может оказаться уж совсем непосильным ударом. А армия? Напрашивается мысль прежде всего об отмене всеобщей воинской повинности. А офицеров куда девать? Это тоже надо очень хорошо продумать.
Еще будут нужны тщательно подготовленные программы по реабилитации тех, кто вернется с войны. Те, кто совершают сейчас зверства, должны будут быть наказаны, но все — АБСОЛЮТНО ВСЕ — кто там был, вернутся с посттравматическим синдромом. Значит, с ними надо будет работать психологам (психиатрам? психотерапевтам?), причем специалисты должны идти к ним и не дожидаться их обращения. Знаю, что должно быть наоборот, но что делать…
Есть и другие вещи — у нового поколения должно быть воспитано неприятие войны. При этом стоит учитывать ошибки предыдущих поколений. Сколько десятилетий советской власти говорили: "Это не должно повториться!" — и как быстро это сменилось воплями "Можем повторить".
Я опять о своем, об учительском. Программа преподавания истории должна быть в корне изменена — акцент в ней стоит перенести с истории государства и его войн на историю людей и их жизни. Казалось бы, это мелочь, но она даст возможность хотя бы попытаться отойти от вошедшего к нам в плоть и кровь стереотипа, гласящего, что главные достижения России — это войны, в которых она кому-то надавала, кого-то отпинала, что-то захватила.
А может быть, главные достижения в ином? Может быть, стоит поменьше говорить об полководцах, а побольше — о художниках и писателях, о купцах и предпринимателях, о докторах и благотворителях, не только о мужчинах "призывного возраста", но и о женщинах, детях и стариках? И тогда образ России меняется, и ценности становятся другими.
И войны стоит изучать по-другому. О какой бы войне ни шла речь — все сводится к тому, как генералы в "Войне и мире" планировали сражения : "Первая колонна марширует, вторая колонна марширует". А давайте сведем к минимуму описания сражений, выдвижений танковых клиньев и ликвидации котлов, а поговорим о людях на войне — ой как же тогда всем не захочется воевать. Великая русская литература тут тоже, кстати, может помочь.
Думаю, что России будущего предстоит стать безъядерным государством — сколько еще можно угрожать всему миру ядерной дубинкой? Может быть, стоит изучать с детьми "Хиросиму" Джона Херси — в которой атомный взрыв показан через судьбы шести уцелевших людей, и это куда страшнее отвлеченных рассуждений об атомном грибе. А еще "Чернобыльскую молитву" Светланы Алексиевич — мирный атом, он все равно атом, и мы, увы, знаем, что происходит, когда он вырывается наружу.
И конечно, будут изменены все памятные дни. 9 мая станет не праздником милитаристов, а Днем памяти и траура, 23 февраля вообще отменим, а зато 24 февраля будет Днем покаяния.
Вот тогда где-нибудь лет за 50-60 каких-то перемен добьемся…
! Орфография и стилистика автора сохранены