Во время недавней встречи с В. Путиным А. Кудрин заявил, что из всех госпрограмм космическая реализуется наименее успешно (наиболее положительную динамику, со слов чиновника, показывают госпрограммы развития сельского хозяйства, транспортной системы, атомного машиностроительного комплекса и программа "Доступная среда").
Человек, несведущий в российских реалиях, мог бы на основании вышесказанного сделать вывод о том, что клан Патрушевых чрезвычайно эффективен и чист на руку, а Дмитрий Рогозин больший коррупционер, чем условные Собянин, Ликсутов или руководство РЖД.
Но это слишком поверхностное утверждение.
Хотя Д. Рогозин воспринял это всерьёз и сразу же дал убийственную по нынешним временам характеристику А. Кудрину:
"Не первый раз вызывают удивление и возмущение публичные враждебные заявления Кудрина. Руководитель Счетной палаты должен быть, прежде всего, высококвалифицированным и объективным специалистом, а не профессиональным либералом на высокой госдолжности".
Можно было бы назвать его ещё и иностранным агентом.
Но оценки А. Кудрина следует рассматривать несколько шире.
Своих не бросаем.
Во-первых, с аппаратной точки зрения — это не что иное, как внешнее проявление обострения борьбы кремлевских башен и демонстрация понижения аппаратного статуса Д. Рогозина. Ведь кому-кому, а А. Кудрину хорошо известно, что главными чёрными дырами бюджета являются строительство транспортной инфраструктуры и медицина. Но не может же он сказать на камеру правду про "бассейны" РЖД, метростроительство в Москве или про то, как Росатом "эффективно" инвестирует средства ФНБ в Турции, Венгрии или Бангладеш.
А про Рогозина может, только и всего. Да и про Рогозина он говорит очень туманно и неконкретно. На бухгалтерском языке. Дескать, что-то нарушено, что-то не оформлено и т.д.
Есть ещё один аспект этой проблемы в тех отраслях, где, по мнению А. Кудрина, все значительно лучше, чем в Роскосмосе, и больше денег и больше интересов у ближайшего окружения В. Путина.
А несколько забегая вперёд, могу привести простой пример.
С того же космодрома "Восточный" в конце 2014 года по какой-то странной причине ушёл Стройтрансгаз Г. Тимченко.
Я, разумеется, ни на что не намекаю. Просто констатирую факт.
Смотрящий за космосом.
Во-вторых, это проблемы, связанные с Роскосмосом и лично Д. Рогозиным. Они гораздо серьёзнее, чем в других отраслях.
Дело в том, что в космической деятельности воровство серьезная проблема, но она не идёт ни в какое сравнение с некомпетентностью.
В силу этого космическая деятельность деградирует гораздо быстрее, чем остальная Россия. Это видно и по месту России в космической экономике, в дальнем космосе, в спутниковой группировке.
Про развитие спутникового интернета вообще речь не идёт. И прежде всего потому, что в путинской России сделана ставка на несвободу.
Поэтому космическая деятельность в основном осуществляется на Земле.
Вспомнив классика, я, как инсайдер, имею все основания утверждать, что космодром "Восточный" строился для воровства, а лишь потом ещё и для запусков ракет.
Я сознательно уклоняюсь от выбора места для строительства.
Не зря у ветеранов космической отрасли возник в своё время вопрос.
"Вообще непонятно, зачем нужен ТАКОЙ космодром?! Какой чудак выбирал место строительства?!"
Я говорю только о том, чему я лично являюсь свидетелем и что подтверждается документами, в том числе и судебными решениями, вступившими в силу.
Проект строительства основных сооружений космодрома был разработан в 2011–12 гг. и базировался на тех рублевых ценах. Он прошёл экспертизу и обошёлся государству в 6 миллиардов рублей, или почти 200 млн долларов.
Мне и моей компании довелось ознакомиться с тем, за что были заплачены эти деньги в 2014 году.
В этом проекте сразу же проявились две примечательные вещи. Поставки оборудования и материалов по как минимум двойной цене (исходя из курсов доллара и евро в 2011–12 гг.) близкими к руководству компаниями, и практически не были предусмотрены затраты на заработную плату. Она рассчитывалась исходя из 17 тысяч рублей в месяц.
Сметы выглядели следующим образом.
90% — это оборудование и материалы. И лишь 10% — стоимость работ.
И это вдобавок к тому, что проектная документация ни в 2014, ни в 2015 году так и не была разработана в полном объёме. Видимо, поэтому Д. Рогозин заявил, что строительство "Восточного" не закончится никогда.
Благо, что по размерам территории он превосходит большинство всех активно функционирующих космодромов, вместе взятых.
Проблемы с невыплатами заработной платы также были заложены изначально. Но самое интересное состояло в том, что активная фаза строительства началась после "покорения" Крыма, когда рубль подешевел в два раза и, соответственно, запланированные доходы от продажи оборудования и материалов сильно усохли. Стройка остановилась.
01.09.2014 на "Восточном" побывал В. Путин, и было принято известное решение о переходе управления к Д. Рогозину.
Основной вопрос, стоявший на повестке дня, — запуск ракеты в октябре 2015 года.
Откуда, что, куда и зачем запускать, никого не интересовало.
Я именно тогда и пошутил в разговоре с А. Мордавцом, руководившим стройкой, что государству было бы дешевле и проще подогнать ПУ "Тополь" и запустить с ее помощью что-то на орбиту.
Начался процесс индексации стоимости строительства для сохранения маржи заранее отобранных поставщиков, в том числе и с участием Счётной Палаты.
Но в ходе работы нам удалось найти решение, позволившее снизить уровень индексации для импортного оборудования ИТ и инженерных систем со 100% до 30%. Что в пересчете на весь проект предполагало экономию бюджета почти на 0,5 млрд долларов без учета того, что отечественные стройматериалы явно настолько не подорожали.
Это решение я представил на специально созванном в Роскосмосе совещании 16 января 2015 г. Драматургию этого совещания я вряд ли смогу описать лучше, чем в пьесе "Ревизор", во всяком случае, немую сцену, последовавшую после этого, Гоголь бы описал значительно лучше.
Результаты этого совещания как минимум по двум официальным каналам были доложены тогдашнему вице-премьеру Д. Рогозину. Предложенное нами решение было реализовано. Благодаря этому 28.04.2016 г. с космодрома взлетела ракета. Практически все участники проекта получили 30%-ную индексацию.
Кроме моей компании.
Лично меня отблагодарили целым ворохом сфабрикованных уголовных дел.
Если бы Д. Рогозин был бы заинтересован в какой-либо эффективности, хотя бы из аппаратной мотивации, то он наверняка проявил бы к этому интерес. И все сложилось бы по-другому.
Но все дело в том, что Д.О. Рогозин заинтересован в чем угодно, но только не в повышении эффективности космической деятельности.
В твиттере он отвечает на критику, ссылаясь на какие-то мифические успехи отрасли за последние четыре года. Возможно, они и есть. И так глубоко спрятаны, что их не видно.
А что видно?
1. На должность заместителя руководителя Роскосмоса по строительству приглашён К. Матвеев. Кто он такой? Соратник М. Хуснуллина по вводу в строй недостроенных и посему чрезвычайно опасных для пассажиров станций Московского метрополитена.
2. Четыре года назад был задержан бывший начальник Дальспецстроя Ю.П. Волкодав. Ему вменили в вину воровство каких-то кабелей на не слишком большую сумму. А три эпизода мошенничества на огромные суммы, для расследования которых необходимо лишь сверить пару бухгалтерских документов, что я неоднократно в течение нескольких лет требовал от Роскосмоса и правоохранителей, пока не вменили.
3. В конце 2018 г. было обнародовано, что прямо на космодроме один из подрядчиков Роскосмоса просто ворует оборудование, а затем это же оборудование, с теми же номерами повторно продаёт обратно на космодром.
Видимо, Рогозин слишком занят патриотизмом, пропагандой ненависти и шовинизма в твиттере, чтобы заботиться об эффективном расходовании средств, выделенных на космическую деятельность.
В этом с выводами А. Кудрина трудно не согласиться.