"Ненависть — антидот страха".
Глуховский, "Будущее"
Четыре месяца... четыре невероятно долгих месяца идёт война. Война, которой априори быть не могло. Но она есть. Совсем близко от нас всех. И от тех, кто живёт на Востоке, и от тех, кто на Западе от Украины, где идут непрекращающиеся бои, где каждый день погибают простые граждане. Каждый день десятки аналитиков обсуждают те или иные аспекты происходящего. Начиная с вопроса "Как это могло случиться?" и заканчивая всех волнующей темой "Когда это безумие закончится"...
Не менее обсуждаемым является вопрос... Откуда такая жестокость со стороны пришедших "освобождать" россиян по отношению к простым людям? Как такое возможно? Откуда взялись эти люди? Люди, способные на бессмысленную жестокость и зверства?
Вскоре после освобождения украинскими войсками Бучи, Ирпеня, пригородов Киева в СМИ появились фотографии сотен убитых, тела которых лежали вдоль дорог. Кто-то ехал на велосипеде, когда его настигла пуля. Мужчина упал. Рядом на поводке так и осталась сидеть его собака, не понимая, что хозяина убили. Собака не понимала. Не верила. Ждала, когда хозяин встанет и продолжит свой путь. Но его убили. Просто так. Походя. Он не взорвался от попадания снаряда "высокоточным орудием" в его дом. Мужчину застрелили. Те, кто приехали его освобождать. Ну, так говорили по российскому телевизору.
Но и это было далеко не всё, что пришлось нам узнать. Появились сообщения об изнасилованиях и мародерстве. Интернет и телефоны теперь у каждого. Поэтому это всё было не слухами. Мы своими глазами могли видеть, как пришедшие на украинскую землю "освободители" отправляли своим жёнам посылки с телевизорами и стиральными машинами, "экспроприированными" у местного населения.
Большинство из нас — это те, кого учили советские учителя. Даже после 1991-го эти учителя продолжали учить. Поэтому те, кто вырос после распада СССР, тоже учились у этих педагогов. А я помню... нас не учили убивать. Нашим лозунгом был "Миру — мир!". Нам рассказывали о том, что мы люди душевные и духовные, что жестокость — это про фашизм. Ну, или про маньяков. Которых в СССР "не было". Так откуда... откуда взялись эти абсолютно безнравственные изверги? Откуда среди нас такое количество маньяков? А кто эти люди, если не маньяки? Психически здоровый человек не то что стрелять не станет, он оружие взять в руки откажется.
Человек не рождается жестоким. Его делают таким взрослые. Вспоминаются впечатления о воспитании детей в Германии, с которыми я столкнулась, приехав сюда. Купила на день рождения мальчику чисто "мужские" игрушки — пистолет, танки. Как же укоризненно на меня тогда посмотрела мама ребёнка. Разве к этому надо приучать детей?
А в России? Однажды получила фотографию знакомой москвички, гордившейся тем, как здорово смог собрать её сын из деталей Лего... автомат Калашникова. Создатель Лего, наверное, в гробу перевернулся. Милый датчанин, плотник из Биллунда придумал конструктор в 1932 году как развивающую игрушку. Из маленьких кирпичиков можно собирать "модели автомобилей, самолётов, кораблей, зданий, роботов", значится в описании. Где там про танки и автоматы? Детям в Европе в голову не приходит складывать из этих деталей оружие. Но вот российскому ребёнку пришло... Вспомнилась и другая ситуация. Море, пляж. Куча детей возятся в песке, строя замки. Гомонили они не по-русски. И вдруг подбежали двое — внешне таких же — и... стали яростно разрушать построенные песочные замки. Они били их ногами, громили палками и громко кричали... по-русски. Много подобного происходило со мной... но я никогда не выводила из увиденного системы.
Однако если вдуматься, то... насилием и жестокостью пронизаны все сферы "мирной" российской жизни. Люди живут в атмосфере, где царит правило "правда в силе". Правило подворотни. Разве там будут разбираться, кто прав, кто виноват. "Ты знаешь, кто я?" (или "кто мой папа") — это звучит постоянно, в любой ситуации, начиная с детского садика. Знакомая воспитательница рассказывала, как малышня ей заявляет подобное, если она пытается вразумить непослушного. О том, что творится в армии или в полицейском участке, и говорить нечего.
"Правда в силе" — решение любого конфликта с помощью кулака (оружия) становится социальной нормой общества.
Жизненной философией стали цинизм, культ силы, алчность, убежденность в продажности всех вокруг, готовность к насилию. Язык силы (насилия) является риторикой высшего эшелона российской власти, включая Путина с его "мочить в сортире", "утереть кровавые сопли"... На этом языке говорят дипломаты и депутаты.
Российская действительность пропитана несправедливостью, насилием и жестокостью. Эмпатия, сочувствие, сострадание — это всё признаки слабости. А слабый всегда будет побежденным. Военное право, военная этика — предметы, которые изучают военнослужащие стран НАТО. И которые абсолютно чужды российским солдатам.
Оглянитесь вокруг, и вы увидите... яркой иллюстрацией того, кто они, россияне, является, как мне кажется, фильм "Сдохнуть нужно, чтобы вы приехали" режиссеров Армена Акопяна и Дмитрия Трахова (вышел в прокат за месяц до 24 февраля 2022 г.). Глядя на происходящее в ленте, меня брала оторопь — неужели это правда? Хотелось кричать: "Господа, вы звери!", вспомнив цитату из фильма "Раба любви" о реакции героини фильма на зверства, свидетелем которых она стала. Прошло сто лет. И всё повторяется. Только, как мне кажется, всё еще в более углубленно дикой, совершенно неоправданной форме жестокости.
Главные герои фильма — простая российская семья. Родители остались жить в небольшом городке, два сына вырвались в город чтобы не жить в дерьме (это ж глубинка, жопа и проч.). Сама эта мотивация и формулировка причин переезда говорит о многом. И мы нередко слышим это в жизни. Но пропускаем мимо ушей. Человек хочет жить как лучше. Понятно. Известно... В фильме мы видим российскую действительность во всей красе. Взрослые, но не старые еще родители пьют, у мужа любовницы, жена пошла в храм, и там её чуть не изнасиловал послушник (священник?). Грязь, хамство, отборная брань. Всё нормально. Для них нормально. Дети много лет не приезжают в родные пенаты. И вдруг объявляется "конец света" (в фильме комета, которая должна угрохать мир). Вот-вот все "сдохнут", и дети едут на свою малую родину. Провести там свой последний день...
Один сын, чтобы похвалиться перед родителями тем, что достиг в городе многого, на одной из стоянок около кафе... запросто убивает семью — мужа с женой и девочку-подростка. Убивает только для того, чтобы завладеть их машиной. И приехать к маме с папой "на коне". Второй сын и правда стал депутатом. Не врёт. Но признался, что занял пост... потому что спит с вышестоящим начальником. Оп-ля.. Где же она, духовность? Где душевность? Ау! Герои фильма переполнены жестокостью. К чужим. К своим. К самим себе...
Фильм "Распутье" режиссера Георгия Лялина (2020 года) о том же. О расчеловечивании. Опять-таки "простой" россиянин из глубинки едет покорять Москву. Делает карьеру, женившись на девушке с влиятельным папой. И опять "человек ищет, где лучше"... почему нет. Но парень настолько сильно превращается в монстра, что в нём уже не узнать того самого "простого" парня. Герой едет в свой городок хоронить отца, с которым давно потеряна связь. Отец в 90-х пытался строить бизнес, взял денег не у того... в итоге остался ни с чем. Ну, и спился. Сын приезжает буквально на день. Похоронить. И оприходовать дом отца. Но в доме оказалась женщина и мальчик. Она жила с умершим около десяти лет. Сын был братом нашего главного героя, спешившего стать москвичом. А эти... женщина и мальчик были узбеками. Понаехавшими. Зачем они нашему герою? Он обращается к знакомому милиционеру, чтобы тот помог выбросить их из дома, чтобы депортировал их... но тот отвечает, что женщина живет легально, работает, с документами порядок. Тогда парень идёт в дом и открыто говорит узбечке убираться. Та и не сопротивляется, просит только похоронить мужа согласно его воле. Но "почти москвичу" на фиг не нужна ни эта женщина, ни ребёнок, который по сути его брат, ни умерший отец, которого тот готов закопать лишь бы где... лишь бы скорее. Он выталкивает женщину из дома, бьёт её... Парню не нужны все эти люди. Как и не нужна девушка, которую он любил когда-то. И которая родила от него сына. Он бросил всех и всё... чтобы стать москвичом.
Оба фильма — картинки, взятые из жизни. Вот они, россияне, которые запросто походя могут убить человека, чтобы захватить его машину, ударить женщину только потому, что она оказалась на пути, и выгнать на улицу ребёнка, потому что... да просто так. Просто потому что... Этим людям не требуется причина.
Вспоминается, как осуждали мародерства советских воинов в 45-м. Но тогда хоть как-то можно если не оправдать, то объяснить — мужики прошли по деревням и городам, которые после оккупации были сожжены и разрушены. Ненависть накопилась. Но тут... сейчас... У этих парней украинцы не убивали родных, не насиловали сестёр, не разоряли их дома. А они пришли и стали зверствовать... сразу. С порога. Их ненависть и жестокость пришла с ними. Она уже была в них. Откуда, спрашиваете вы?
Слова песни рэпера Ивана Дремёна (сценический псевдоним Face), прозвучавшая в фильме "Юморист", мне кажется, тоже отвечают на вопрос, "откуда жестокость"...
Нам не выжить без смеха, прям как без русского мата.
Мой отец кагэбэшник, а моя мать с автоматом.
И мои дети — солдаты карательных батальонов.
А мои братья — блюстители наших тёмных районов.
Чувства юмора и нет, ведь так бы я давно смеялся
Над жизненной ситуацией, в которую загнал себя.
Нет верёвки,
пусть тогда меня удушит галстук.
Поскорей бы умереть, ведь я живу напрасно.
Маколей Калкин и Галкин — мой Новый год,
он снова гадкий.
Что принесёт мне Санта,
где подарки?
Может быть, жену?
Если русский Дед Мороз, тогда он принесёт войну...
P. S. Большинство россиян не хотят видеть эти фильмы, слушать эти песни. Они им кажутся "очернением". Называют их "чернухой", порочащей россиян... Но вот она, эта "чернуха", — на фото из Бучи, Ирпеня, из Мариуполя... И вовсе не чернуха это, а правда. Страшная, жестокая, потрясающая правда о тех, кто это сотворил. А россияне опять возмущены: неправда... вы всё врёте... мы не такие...