Попалась в ленте фейсбука статья Александра Торна с очередной попыткой выписать россиянам индульгенцию за то, что сначала привели Путина к власти, а потом все годы терпели, и не просто терпели — а мазохистски раз за разом голосовали за него и одобряли все его самые страшные преступления, включая нынешнюю войну с Украиной. В общем, старые песни о главном: мы тут ни при чем, мы, белые и пушистые, не знали, не могли знать и предвидеть, это все он!
"У российского народа не было опыта разглядеть надвигающуюся беду, уж слишком эта беда сладко пела", — это автор выписывает россиянам индульгенцию за самое начало, за привод Путина к власти.
Только совершенно инфантильный народ с напрочь отбитой исторической памятью — с учетом перестройки и 90-х, когда прошел вал публикаций о кровавой отечественной истории и роли в ней русского гестапо — мог проголосовать за её шефа на пост президента. Как бы сладкоголосо тот ни пел. И это я еще не вспоминаю про взрывы домов и "учения в Рязани".
Какой ещё опыт, чтобы разглядеть надвигающуюся беду, нужен был россиянам?
Это все равно как если бы после Второй мировой войны, когда немцы узнали всю правду о концлагерях, о Холокосте, они проголосовали бы за Гиммлера или Мюллера на пост канцлера, а вот такой автор оправдывал бы этот выбор тем, что не было ещё у немцев опыта, чтобы что-то там разглядеть.
Что же касается дальнейших 22 уже лет путинского правления, то тут автор выписывает россиянам индульгенцию, поскольку их, бедных и несчастных, одурманила невиданная доселе в истории пропаганда.
Прежде всего, отмечу, что в этих конкретных выкладках автор нелогичен, противоречит сам себе.
С одной стороны, он утверждает, что если бы даже россияне понимали всю преступную сущность путинского режима, не поддерживали массово войну в Украине, это никоим образом войну не предотвратило бы, поскольку Путину плевать на мнение народа: "Массовое недовольство властью не предотвратило бы войну в Украине. Тезис "Путин правит при безоговорочной поддержке народа" не выдерживает для меня никакой критики. Военной диктатуре наплевать, поддерживают их или нет!" Тут, кроме всего прочего, автор довольно изящно выписывает попутную индульгенцию россиянам: ввиду того, что их поддержка власти и войны против Украины не имеет никакого значения для Путина, который и без этой поддержки ее развязал бы, этим как бы нивелируется вина россиян, даже если она есть.
С другой стороны, в оправдание россиян Торн пишет о силе путинской пропаганды: "...большинство россиян одурманено тотальной, по мощи не видавшей аналогов в истории пропагандой — инструментом, который работает ВЕЗДЕ и сработал даже с самой культурной нацией в истории, с немецкой.
Исламские террористы пропагандой заставляют своих сторонников ВЗРЫВАТЬ САМИХ СЕБЯ. Просто подумайте об этом! Превратить человека в зомби в реальности не составляет особого труда, и путинский режим этим воспользовался".
А теперь включаем логику.
Если Путину плевать на мнение народа, если даже массовое недовольство властью и войной не могло бы ее предотвратить, то зачем Путину понадобилось в течение двух десятков лет тратить такие огромные средства и силы на тотальную, по мощи не видавшую аналогов в истории пропаганду, чтобы обеспечить своему преступному режиму поддержку большинства населения?! А последние восемь лет так вообще вести тотальную, в режиме нон-стоп, 25 часов в сутки пропаганду, чтобы сделать из братских украинцев бандеровцев и укрофашистов, массовые убийства которых будут вызывать глубокое удовлетворение у подавляющего большинства расчеловеченных этой пропагандой россиян?!
Что касается отсылок к культурной немецкой нации, не избежавшей подверженности пропаганде, и исламских террористов, заставляющих своих сторонников взрывать самих себя.
Ссылка на немцев времен рейха попросту некорректна: у немцев было хотя бы то формальное не оправдание, но объяснение, что кроме геббельсовского радио и нацистских газет у них не было других источников информации. У россиян даже такого оправдания нет: в век интернета каждый, кто хочет знать правду, знает её.
Не хотят знать — другое дело.
Ну, а низведение россиян, воспитанных на великой русской культуре, сеявшей разумное, доброе, вечное, милость к падшим призывавшей, — до уровня исламских фанатиков — это просто чистой воды русофобия.
Но в любом случае: факт подверженности пропаганде, сколь тотальна бы она ни была, не освобождает от ответственности за ваше расчеловечение, за поддержку преступного режима.
Все взрослые люди, и это ваша проблема, что вы так подвержены пропаганде.
Убийцу никакой суд не оправдает ввиду того, что у него было тяжёлое детство.
Взрослый человек должен отвечать за свои поступки, в том числе за то, во что он превратился под воздействием пропаганды. Тем более что в наличии многочисленные альтернативные зомбоящику источники информации.
Да и, кстати, только ли в пропаганде дело? — В 99-м году, когда Путин был еще только премьером при Дедушке, когда не было еще никакой путинской пропаганды — наоборот, еще было живо, не разогнано прежнее НТВ, которое показывало, что творит российский вермахт в Чечне, и Анна Политковская публиковала об этом свои репортажи в "Новой", — это никак не отрезвило россиян, не заставило их ужаснуться и отшатнуться от "идущего на галеры". Наоборот, все были в восторге от его "мочилова в сортире".
Что говорить о народонаселении, если практически все поголовно его пастыри-демократы, включая Бориса Немцова, одобрили бомбежки Чечни! А ведь без тех бомбежек Ичкерии, геноцида чеченского народа, не было бы сегодняшних бомбежек Украины, геноцида украинцев.
Так что не надо кивать только на пропаганду и стыдливо прятаться за нее. Русский/российский народ с самого начала, безо всякой пропаганды, был готов к празднику диктатуры, празднику твердой руки. Даже, подозреваю, истосковался по ней за горбачевско-ельцинские годы. Потому именно такой, как Путин, и оказался на вершине власти.
Они счастливо нашли друг друга: народ и Путин, Путин — и народ.
Потому и ответственность за содеянное хоть и в разной степени, но будут нести вместе.